28 декабря 1895 года в Париже, на бульваре des Capucines, в сумерках между Рождеством и Новым годом, в Grand Café и его подвальном зале Salon Indien, украшенном восточными мотивами, ознаменовался моментом, ставшим предвестником новой эры в искусстве. Холодный и ветреный вечер был наполнен ожиданием возможностей, которые вскоре изменят представление о восприятии реальности.
Пионер кинематографа представил миру «кинематограф» – странное, коробкообразное устройство с ручным кривошипом и объективом, способное захватывать цепочку мгновенных изображений и затем воспроизводить их в натуральную величину. Фильмы снимались на 35-миллиметровую пленку, демонстрировались со скоростью 16 кадров в секунду, а каждая короткометражка длилась чуть меньше минуты (около 17 метров пленки). На экране мелькали сцены повседневной жизни: женщины, покидающие фабрику в сопровождении собаки, велосипедисты, кареты, мужчины со шляпами, покидающие лодку, малыш, тревожащий золотых рыбок, пляжные зарисовки и лошадиной тягой запряжённый автобус – всё без монтажа и спецэффектов, лишь фиксированная камера передавала действительность.
Ранние показы вызвали немалое удивление у зрителей, и хотя кинематограф изначально воспринимался как научное любопытство, его потенциал вскоре оказался безграничным. Семья Люмьеров – Августе, Луи и их отец Антуан – а также Жорж Мельес, который был «ошеломлён, потрясён, удивлён за границами всякого описания», превратили это техническое новшество в искусство, создав свыше 500 фильмов, включая культовое «Путешествие на Луну» (1902). Мельес, известный своими сценическими фокусами, увидел в устройстве творческий потенциал, способный раздвинуть границы реальности.
Нынешняя волна интереса к искусственному интеллекту вызывает параллели с зарождением кино. Сегодня AI рассматривается не просто как инструмент для создания традиционных произведений, а как самостоятельное техно-художественное средство, способное фиксировать и передавать субъективные переживания – то, что можно назвать «ноематографом». Первоначальные попытки генерации изображений и текстов искусственным интеллектом зачастую выдавали нелепости – продукты, противоречащие законам физики, неудачные замены человеческой креативности или даже мошеннические проекты. Но если кинематограф, некогда являющийся научным экспериментом, смог превратиться в мощное средство художественного выражения, возможно, AI пройдет аналогичный путь трансформации.
Для проверки творческих возможностей AI был проведён эксперимент с переводом, где запрошено было классическое китайское стихотворение, малоизвестное западной аудитории. В результате система предложила стихотворение «登幽州臺歌» («Песнь при подъёме на террасу Ючжоу») Чэнь Цзыанга (661–702 гг. н. э.) династии Тан. Были созданы два перевода: один – буквально передающий значения исходных слов, а второй – насыщенный культурно-
Пионер кинематографа представил миру «кинематограф» – странное, коробкообразное устройство с ручным кривошипом и объективом, способное захватывать цепочку мгновенных изображений и затем воспроизводить их в натуральную величину. Фильмы снимались на 35-миллиметровую пленку, демонстрировались со скоростью 16 кадров в секунду, а каждая короткометражка длилась чуть меньше минуты (около 17 метров пленки). На экране мелькали сцены повседневной жизни: женщины, покидающие фабрику в сопровождении собаки, велосипедисты, кареты, мужчины со шляпами, покидающие лодку, малыш, тревожащий золотых рыбок, пляжные зарисовки и лошадиной тягой запряжённый автобус – всё без монтажа и спецэффектов, лишь фиксированная камера передавала действительность.
Ранние показы вызвали немалое удивление у зрителей, и хотя кинематограф изначально воспринимался как научное любопытство, его потенциал вскоре оказался безграничным. Семья Люмьеров – Августе, Луи и их отец Антуан – а также Жорж Мельес, который был «ошеломлён, потрясён, удивлён за границами всякого описания», превратили это техническое новшество в искусство, создав свыше 500 фильмов, включая культовое «Путешествие на Луну» (1902). Мельес, известный своими сценическими фокусами, увидел в устройстве творческий потенциал, способный раздвинуть границы реальности.
Нынешняя волна интереса к искусственному интеллекту вызывает параллели с зарождением кино. Сегодня AI рассматривается не просто как инструмент для создания традиционных произведений, а как самостоятельное техно-художественное средство, способное фиксировать и передавать субъективные переживания – то, что можно назвать «ноематографом». Первоначальные попытки генерации изображений и текстов искусственным интеллектом зачастую выдавали нелепости – продукты, противоречащие законам физики, неудачные замены человеческой креативности или даже мошеннические проекты. Но если кинематограф, некогда являющийся научным экспериментом, смог превратиться в мощное средство художественного выражения, возможно, AI пройдет аналогичный путь трансформации.
Для проверки творческих возможностей AI был проведён эксперимент с переводом, где запрошено было классическое китайское стихотворение, малоизвестное западной аудитории. В результате система предложила стихотворение «登幽州臺歌» («Песнь при подъёме на террасу Ючжоу») Чэнь Цзыанга (661–702 гг. н. э.) династии Тан. Были созданы два перевода: один – буквально передающий значения исходных слов, а второй – насыщенный культурно-