Новое исследование, опубликованное в журнале PLOS ONE, предлагает революционный подход к проведению интервью с детьми-свидетелями. Ученые из Нью-Йоркского университета в Шанхае и Университета Або Академи в Турку (Финляндия) впервые сравнили эффективность крупной языковой модели (ChatGPT) с неподготовленными человеческими интервьюерами при опросе детей.

В исследовании приняли участие 78 детей в возрасте от 6 до 8 лет, которым показывали видеозаписи потенциально неоднозначных событий. Результаты оказались неожиданными: интервью, проведенные с помощью искусственного интеллекта, не только соответствовали рекомендованным методикам опроса, но и в некоторых аспектах превзошли человеческих интервьюеров.
Согласно полученным данным, ИИ-интервьюеры задавали такую же долю рекомендуемых вопросов, как и люди. Однако при этом они смогли получить столько же правильной информации, сколько и человеческие интервьюеры, но с меньшим количеством неверных сведений. Более того, на каждый заданный вопрос ИИ получал больше корректной информации, а общий объем ложных сведений оказался ниже.
Интересно, что большинство детей, участвовавших в эксперименте, были уверены, что их опрашивает человек, а не компьютерная программа. Это свидетельствует о естественности взаимодействия, которое обеспечивает современный искусственный интеллект.
Ведущий исследователь Пекка Санттила подчеркнул потенциальную роль ИИ в повышении качества интервью с детьми: «Искусственный интеллект может стать важным инструментом, дополняющим работу человека-интервьюера. Особенно ценным такое сотрудничество может оказаться в ситуациях, когда доступ к специально обученным специалистам ограничен».
Одно из перспективных направлений применения ИИ — поддержка человека-интервьюера в режиме реального времени, когда система может предлагать оптимальные формулировки вопросов. Это особенно актуально для регионов, где специализированное обучение методикам опроса детей-свидетелей недоступно или ограничено.
Несмотря на многообещающие результаты, авторы исследования призывают к осторожности в интерпретации полученных данных. Они подчеркивают необходимость дальнейших исследований, особенно в контексте реальных интервью, связанных со сложными и эмоционально насыщенными случаями.
Будущие исследования будут направлены на изучение возможностей ИИ в оказании помощи при проведении интервью в реальном времени. Авторы также выступают за развитие междисциплинарного сотрудничества для совершенствования интеграции искусственного интеллекта в судебные и правовые расследования, что может значительно повысить качество и надежность свидетельских показаний, особенно когда речь идет о детях.

Изображение носит иллюстративный характер
В исследовании приняли участие 78 детей в возрасте от 6 до 8 лет, которым показывали видеозаписи потенциально неоднозначных событий. Результаты оказались неожиданными: интервью, проведенные с помощью искусственного интеллекта, не только соответствовали рекомендованным методикам опроса, но и в некоторых аспектах превзошли человеческих интервьюеров.
Согласно полученным данным, ИИ-интервьюеры задавали такую же долю рекомендуемых вопросов, как и люди. Однако при этом они смогли получить столько же правильной информации, сколько и человеческие интервьюеры, но с меньшим количеством неверных сведений. Более того, на каждый заданный вопрос ИИ получал больше корректной информации, а общий объем ложных сведений оказался ниже.
Интересно, что большинство детей, участвовавших в эксперименте, были уверены, что их опрашивает человек, а не компьютерная программа. Это свидетельствует о естественности взаимодействия, которое обеспечивает современный искусственный интеллект.
Ведущий исследователь Пекка Санттила подчеркнул потенциальную роль ИИ в повышении качества интервью с детьми: «Искусственный интеллект может стать важным инструментом, дополняющим работу человека-интервьюера. Особенно ценным такое сотрудничество может оказаться в ситуациях, когда доступ к специально обученным специалистам ограничен».
Одно из перспективных направлений применения ИИ — поддержка человека-интервьюера в режиме реального времени, когда система может предлагать оптимальные формулировки вопросов. Это особенно актуально для регионов, где специализированное обучение методикам опроса детей-свидетелей недоступно или ограничено.
Несмотря на многообещающие результаты, авторы исследования призывают к осторожности в интерпретации полученных данных. Они подчеркивают необходимость дальнейших исследований, особенно в контексте реальных интервью, связанных со сложными и эмоционально насыщенными случаями.
Будущие исследования будут направлены на изучение возможностей ИИ в оказании помощи при проведении интервью в реальном времени. Авторы также выступают за развитие междисциплинарного сотрудничества для совершенствования интеграции искусственного интеллекта в судебные и правовые расследования, что может значительно повысить качество и надежность свидетельских показаний, особенно когда речь идет о детях.