В 1610 году в королевстве Наварра развернулась охота на ведьм, в ходе которой 31 человека были обвинены в колдовстве: 11 из них приговорены к ожогам на костре, а остальные обязаны были пройти покаяние. К маю 1611 года тысячи жителей оказались под подозрением в служении дьяволу по обвинениям своих соседей.

Историк Лу Энн Хомза характеризует ту эпоху как «социальный ад», указывая на то, что признания в колдовстве извлекались под применением силы как местными властями, так и самопровозглашёнными мстителями. Централизация контроля осуществлялась из Мадрида под эгидой Испанской инквизиции, что выразилось в отправке Алонсо де Салазар Фриаса для примирения церкви с теми, кто признался в колдовстве.
После восьмимесячного слушания жертв Салазар Фриас вернулся с обвинительным докладом, который раскрыл несостоятельность признаний, полученных посредством пыток, и поставил под сомнение доказательную базу, ранее опиравшуюся на принудительные методы.
Принудительные признания стали излюбленным методом доказательства для инквизиции, но при установлении их недостоверности многие осужденные, перенесшие и казнь, и наказание в виде покаяния, впоследствии получали оправдание. По мнению Хомзы, с тех пор Испанская инквизиция фактически прекратила судебное преследование обвинённых в ведьмовстве.
Записи дел трибунала в Логроньо были уничтожены во время оккупации Испании Наполеоном в 1808 году, и лишь переписка между Логроньо и верховным судом сохранилась, предоставляя взгляд преимущественно с позиции инквизиторов.
Гражданские суды Наварры демонстрировали давнюю традицию юридических разбирательств, при этом обвиняемые в ведьмовстве иногда обращались в суд с исками о клевете против своих обидчиков. Судебные документы, хранящиеся в Archive Real y General de Navarra в Памплоне, избегали использования терминов «ведьма» и «ведовство», классифицируя дела как телесные повреждения, агрессию или покушение на убийство, несмотря на коренные подозрения в оккультизме.
Два детально рассмотренных случая иллюстрируют пересечение общественной и юридической реакции на охоту на ведьм. В одном из них группа из восьми женщин подала коллективный иск против семнадцати обвинителей, а заявления детей о похищениях из кроватей для встречи с дьяволом, традиционно сопровождавшие обвинения против женщин, стали катализатором для вмешательства местных властей, несмотря на отсутствие доказательств.
Местные силовики применяли аресты и пытки, добиваясь признаний, которые затем часто отзывались, вынуждая подозреваемых повторно проходить допросы до окончательного подтверждения обвинений. Гражданские суды вынесли решение в пользу истцов, приговорив обвиняемых к ссылке на два-шесть лет, при этом некоторые обвинённые сумели тайно вернуться в Наварру, что привело к заключению мирного контракта между сторонами. Епископские суды также выступили с мерами против духовных лиц, принимавших участие в преследовании, а согласованные действия инквизиционной, епископской и гражданской юрисдикций способствовали прекращению массовых судебных процессов против подозреваемых в колдовстве.
В статье «Есть ли у вас в доме ведьмовская бутылка?» Аллисон С. Майер (13 мая 2019 года) объясняется, что в период с XVI по XVIII века сосуды, наполненные гвоздями, шипами, волосами и прочими материалами, использовались как ритуальная защита от ведьм, что подчёркивает глубокую веру в магическую оборону от злых сил.

Изображение носит иллюстративный характер
Историк Лу Энн Хомза характеризует ту эпоху как «социальный ад», указывая на то, что признания в колдовстве извлекались под применением силы как местными властями, так и самопровозглашёнными мстителями. Централизация контроля осуществлялась из Мадрида под эгидой Испанской инквизиции, что выразилось в отправке Алонсо де Салазар Фриаса для примирения церкви с теми, кто признался в колдовстве.
После восьмимесячного слушания жертв Салазар Фриас вернулся с обвинительным докладом, который раскрыл несостоятельность признаний, полученных посредством пыток, и поставил под сомнение доказательную базу, ранее опиравшуюся на принудительные методы.
Принудительные признания стали излюбленным методом доказательства для инквизиции, но при установлении их недостоверности многие осужденные, перенесшие и казнь, и наказание в виде покаяния, впоследствии получали оправдание. По мнению Хомзы, с тех пор Испанская инквизиция фактически прекратила судебное преследование обвинённых в ведьмовстве.
Записи дел трибунала в Логроньо были уничтожены во время оккупации Испании Наполеоном в 1808 году, и лишь переписка между Логроньо и верховным судом сохранилась, предоставляя взгляд преимущественно с позиции инквизиторов.
Гражданские суды Наварры демонстрировали давнюю традицию юридических разбирательств, при этом обвиняемые в ведьмовстве иногда обращались в суд с исками о клевете против своих обидчиков. Судебные документы, хранящиеся в Archive Real y General de Navarra в Памплоне, избегали использования терминов «ведьма» и «ведовство», классифицируя дела как телесные повреждения, агрессию или покушение на убийство, несмотря на коренные подозрения в оккультизме.
Два детально рассмотренных случая иллюстрируют пересечение общественной и юридической реакции на охоту на ведьм. В одном из них группа из восьми женщин подала коллективный иск против семнадцати обвинителей, а заявления детей о похищениях из кроватей для встречи с дьяволом, традиционно сопровождавшие обвинения против женщин, стали катализатором для вмешательства местных властей, несмотря на отсутствие доказательств.
Местные силовики применяли аресты и пытки, добиваясь признаний, которые затем часто отзывались, вынуждая подозреваемых повторно проходить допросы до окончательного подтверждения обвинений. Гражданские суды вынесли решение в пользу истцов, приговорив обвиняемых к ссылке на два-шесть лет, при этом некоторые обвинённые сумели тайно вернуться в Наварру, что привело к заключению мирного контракта между сторонами. Епископские суды также выступили с мерами против духовных лиц, принимавших участие в преследовании, а согласованные действия инквизиционной, епископской и гражданской юрисдикций способствовали прекращению массовых судебных процессов против подозреваемых в колдовстве.
В статье «Есть ли у вас в доме ведьмовская бутылка?» Аллисон С. Майер (13 мая 2019 года) объясняется, что в период с XVI по XVIII века сосуды, наполненные гвоздями, шипами, волосами и прочими материалами, использовались как ритуальная защита от ведьм, что подчёркивает глубокую веру в магическую оборону от злых сил.