Фильм «Sthal: A Match» (2023, на языке маратхи) изображает суровую действительность назначенных браков в сельской Махараштре, Индия, развенчивая популярное представление о том, что браки «созданы на небесах». Картина уже удостоена нескольких престижных наград на индийских и международных фестивалях и выходит в кинотеатрах Индии впервые в эту пятницу.

Сюжет сосредоточен на истории Савиты – молодой женщины, мечтающей об образовании и карьере в условиях патриархального общества, где ее ценят исключительно как невесту. Ее отец, Даулатрао Вандхаре, бедный хлопковый фермер, сталкивается с двойственной задачей: обеспечить хороший урожай и найти «хорошее предложение» для дочери.
Картина начинается с необычной сцены, где Савита проводит интервью с потенциальным женихом в присутствии женщин – родственниц и подруг, наблюдая за тем, как неловкость жениха при подаче напитков вызывает смех собравшихся. Этот момент ярко иллюстрирует ироничность и несовершенство традиционных обрядов.
Пробуждение от мечтаний сменяется требованием подготовиться к приходу группы мужчин, после чего Савиту вызывают для бескомпромиссного интервью. Одевшись в сари и сидя на деревянном стуле с опущенными глазами, она подвергается шквалу вопросов о имени, дате рождения, образовании, увлечениях и даже о готовности работать на ферме, в то время как мужчины между собой обсуждают ее внешний облик – от цвета кожи и макияжа до видимости локтей и роста.
Узоры унижений повторяются на протяжении двухчасового фильма: уже четвертая или пятая встреча превращается в очередной акт систематического унижения, что подчеркивает глубину укоренения традиций, лишающих женщину индивидуальности и достоинства.
Картина поднимает проблему системы приданого, являющейся социальным злом, несмотря на свою незаконность уже более 60 лет. Родители вынуждены брать кредиты или продавать единственное достояние – землю и дом, а в одном из эпизодов Даулатрао даже вывешивает знак «на продажу» на своей земле. Недостаток приданого нередко приводит к трагедиям, когда десятки тысяч невест гибнут от жестоких требований женихов или их родных.
Контраст между гламурными свадебными образами в таких лентах, как «Hum Aapke Hain Koun» и в сериале «Indian Matchmaking», и реальностью для большинства индийцев наглядно демонстрирует, что 90% браков в стране организованы родителями, а традиционная система сватовства превращается в механизм объектирования женщин.
Режиссер Джаянт Дигамбар Сомалкар, дебютировавший в полнометражном кино, черпает вдохновение из личного опыта, наблюдая за сватовскими ритуалами своих двух сестер и пяти кузин, а также пережив события 2016 года, когда сопровождение двоюродного брата на встрече выявило вызывающее дискомфорт объектирование невест.
Лидирующая актриса Нандини Чикте, исполнившая роль Савиты и удостоенная двух премий за свое исполнение, передает всю боль и унижение героини. Савита заявляет: «Я не хочу замуж; сначала я закончу колледж, сдам экзамены на гражданскую службу и построю карьеру». Фильм выступает мощным стимулом для общественного диалога о необходимости пересмотра традиционных установок и защиты прав женщин в системе назначенных браков.

Изображение носит иллюстративный характер
Сюжет сосредоточен на истории Савиты – молодой женщины, мечтающей об образовании и карьере в условиях патриархального общества, где ее ценят исключительно как невесту. Ее отец, Даулатрао Вандхаре, бедный хлопковый фермер, сталкивается с двойственной задачей: обеспечить хороший урожай и найти «хорошее предложение» для дочери.
Картина начинается с необычной сцены, где Савита проводит интервью с потенциальным женихом в присутствии женщин – родственниц и подруг, наблюдая за тем, как неловкость жениха при подаче напитков вызывает смех собравшихся. Этот момент ярко иллюстрирует ироничность и несовершенство традиционных обрядов.
Пробуждение от мечтаний сменяется требованием подготовиться к приходу группы мужчин, после чего Савиту вызывают для бескомпромиссного интервью. Одевшись в сари и сидя на деревянном стуле с опущенными глазами, она подвергается шквалу вопросов о имени, дате рождения, образовании, увлечениях и даже о готовности работать на ферме, в то время как мужчины между собой обсуждают ее внешний облик – от цвета кожи и макияжа до видимости локтей и роста.
Узоры унижений повторяются на протяжении двухчасового фильма: уже четвертая или пятая встреча превращается в очередной акт систематического унижения, что подчеркивает глубину укоренения традиций, лишающих женщину индивидуальности и достоинства.
Картина поднимает проблему системы приданого, являющейся социальным злом, несмотря на свою незаконность уже более 60 лет. Родители вынуждены брать кредиты или продавать единственное достояние – землю и дом, а в одном из эпизодов Даулатрао даже вывешивает знак «на продажу» на своей земле. Недостаток приданого нередко приводит к трагедиям, когда десятки тысяч невест гибнут от жестоких требований женихов или их родных.
Контраст между гламурными свадебными образами в таких лентах, как «Hum Aapke Hain Koun» и в сериале «Indian Matchmaking», и реальностью для большинства индийцев наглядно демонстрирует, что 90% браков в стране организованы родителями, а традиционная система сватовства превращается в механизм объектирования женщин.
Режиссер Джаянт Дигамбар Сомалкар, дебютировавший в полнометражном кино, черпает вдохновение из личного опыта, наблюдая за сватовскими ритуалами своих двух сестер и пяти кузин, а также пережив события 2016 года, когда сопровождение двоюродного брата на встрече выявило вызывающее дискомфорт объектирование невест.
Лидирующая актриса Нандини Чикте, исполнившая роль Савиты и удостоенная двух премий за свое исполнение, передает всю боль и унижение героини. Савита заявляет: «Я не хочу замуж; сначала я закончу колледж, сдам экзамены на гражданскую службу и построю карьеру». Фильм выступает мощным стимулом для общественного диалога о необходимости пересмотра традиционных установок и защиты прав женщин в системе назначенных браков.