В мире существуют люди, для которых понедельник имеет розовый оттенок, имя матери окрашено в цвет молока, а звучание струн акустической гитары вызывает теплый желтый цвет медовых сот. Это не поэтические метафоры, а реальность людей с синестезией — неврологическим состоянием, при котором происходит смешение сенсорных модальностей. Примерно 4,4% населения планеты обладают этой особенностью, которая может стать мощным инструментом для изучения иностранных языков.

Синестезия — это не расстройство, а альтернативная перцептивная реальность. Ученые выделяют около 60 различных типов синестезии, с потенциалом существования более 100 типов, некоторые из которых могут проявляться в кластерах. Наиболее распространенными являются графемно-цветовая синестезия (когда буквы или цифры ассоциируются с определенными цветами), звуко-цветовая синестезия и звуко-текстурная синестезия. Это явление имеет генетическую природу и связано с повышенной структурной и функциональной связностью между сенсорными областями мозга.
История Смадар Фриш демонстрирует, как синестезия может превратиться из испытания в мощный инструмент обучения. Фриш обладает несколькими видами синестезии, включая графемно-цветовую и лексико-густаторную (когда слова вызывают вкусовые ощущения). «Когда я была моложе, я знала, что вижу мир иначе, и описывала этот опыт другим как 'красочный'», — делится она. В школе эта особенность создавала трудности: «Очень сложно решать уравнение, когда вся последовательность чисел превращается в психоделический взрыв цветов».
Поворотный момент в жизни Фриш наступил, когда в старшей школе она прочитала книгу Ричарда Цитовика и Дэвида Иглмана «Среда индиго». «Моей первой мыслью было, что среда на самом деле оранжевая — и мне необходимо прочитать эту книгу», — вспоминает она. Это помогло ей понять особенности своего мозга и увидеть в синестезии преимущество. Фриш разработала систему цветового кодирования, которая сделала изучение языков организованным, а не запутанным процессом. Результаты впечатляют: она выучила французский и испанский всего за два месяца, получая более 90 баллов на каждом экзамене. Сейчас Фриш свободно говорит на семи языках и уверена, что может быстро освоить любой язык.
Исследования подтверждают связь между синестезией и улучшенными языковыми навыками. Джулия Симнер, директор Лаборатории исследований мультисенсорной синестезии Университета Сассекса, провела масштабное исследование с участием около 6000 детей в возрасте от 6 до 10 лет. Результаты показали, что дети с синестезией обладают значительно лучшими рецептивным и продуктивным словарным запасом, кратковременной памятью, вниманием к деталям и креативностью. «Эти навыки, безусловно, помогают как при изучении первого, так и второго языка», — объясняет Симнер. Синестетические цвета делают буквы более запоминающимися и могут служить мостиком от одного языка к другому, основываясь на внешнем виде или звучании буквы.
Эксперимент, проведенный в 2019 году психологами Университета Торонто, подтвердил преимущества синестезии в языковом обучении. Участники эксперимента слушали наборы «бессмысленных слов», формирующих искусственный язык, а затем должны были различать слова из двух искусственных языков. Результаты показали, что люди с графемно-цветовой синестезией лучше справлялись с различением языков. Эми Финн, психолог и директор лаборатории когнитивной нейронауки и развития Университета Торонто, объясняет: «Синестезия предоставляет дополнительный сенсорный сигнал, который помогает разбирать фрагменты языка, облегчая сегментацию и изучение».
Синестезия обычно начинает проявляться в детстве. Исследование 2016 года, проведенное учеными из Канады, США и Чехии, показало, что дети начинают категоризировать цвета в возрасте от 4 до 7 лет — примерно в то же время, когда они начинают учиться читать и писать. Синестезия начинает формироваться около 6 лет. Авторы предположили, что дети используют свою формирующуюся способность категоризировать цвета как «неортодоксальную помощь в освоении букв и слов».
Однако синестезия имеет и потенциальные недостатки. Психолог Люси Буве из Университета Тулузы изучает фонемно-цветовую синестезию — когда каждая произнесенная фонема вызывает определенный цвет. В соавторстве с коллегами она описала случай пациентки, обозначенной как «VA», для которой каждый раз, когда она слышит твердый звук «а», она видит яркий голубой цвет, а каждый звук «к» появляется как красный. VA описывает «двойной перевод»: сначала она слышит звуки, затем видит соответствующие цвета, и только потом интерпретирует значение. Это может привести к потере нити разговора, когда сенсорный опыт становится слишком интенсивным.
Несмотря на возможные коммуникативные трудности, жизнь людей с синестезией обогащена мультисенсорными переживаниями. Музыка становится «полностью иммерсивным опытом», наполненным текстурами, а книги и язык оживают в «калейдоскопе цветов». Исследования синестезии не только информируют нас о необычном сенсорном феномене, но и углубляют понимание языковой обработки и восприятия в целом. Как отмечает Буве, синестезия является «частью более широкого, специфического когнитивного профиля», который может быть ключом к пониманию альтернативных методов обучения.

Изображение носит иллюстративный характер
Синестезия — это не расстройство, а альтернативная перцептивная реальность. Ученые выделяют около 60 различных типов синестезии, с потенциалом существования более 100 типов, некоторые из которых могут проявляться в кластерах. Наиболее распространенными являются графемно-цветовая синестезия (когда буквы или цифры ассоциируются с определенными цветами), звуко-цветовая синестезия и звуко-текстурная синестезия. Это явление имеет генетическую природу и связано с повышенной структурной и функциональной связностью между сенсорными областями мозга.
История Смадар Фриш демонстрирует, как синестезия может превратиться из испытания в мощный инструмент обучения. Фриш обладает несколькими видами синестезии, включая графемно-цветовую и лексико-густаторную (когда слова вызывают вкусовые ощущения). «Когда я была моложе, я знала, что вижу мир иначе, и описывала этот опыт другим как 'красочный'», — делится она. В школе эта особенность создавала трудности: «Очень сложно решать уравнение, когда вся последовательность чисел превращается в психоделический взрыв цветов».
Поворотный момент в жизни Фриш наступил, когда в старшей школе она прочитала книгу Ричарда Цитовика и Дэвида Иглмана «Среда индиго». «Моей первой мыслью было, что среда на самом деле оранжевая — и мне необходимо прочитать эту книгу», — вспоминает она. Это помогло ей понять особенности своего мозга и увидеть в синестезии преимущество. Фриш разработала систему цветового кодирования, которая сделала изучение языков организованным, а не запутанным процессом. Результаты впечатляют: она выучила французский и испанский всего за два месяца, получая более 90 баллов на каждом экзамене. Сейчас Фриш свободно говорит на семи языках и уверена, что может быстро освоить любой язык.
Исследования подтверждают связь между синестезией и улучшенными языковыми навыками. Джулия Симнер, директор Лаборатории исследований мультисенсорной синестезии Университета Сассекса, провела масштабное исследование с участием около 6000 детей в возрасте от 6 до 10 лет. Результаты показали, что дети с синестезией обладают значительно лучшими рецептивным и продуктивным словарным запасом, кратковременной памятью, вниманием к деталям и креативностью. «Эти навыки, безусловно, помогают как при изучении первого, так и второго языка», — объясняет Симнер. Синестетические цвета делают буквы более запоминающимися и могут служить мостиком от одного языка к другому, основываясь на внешнем виде или звучании буквы.
Эксперимент, проведенный в 2019 году психологами Университета Торонто, подтвердил преимущества синестезии в языковом обучении. Участники эксперимента слушали наборы «бессмысленных слов», формирующих искусственный язык, а затем должны были различать слова из двух искусственных языков. Результаты показали, что люди с графемно-цветовой синестезией лучше справлялись с различением языков. Эми Финн, психолог и директор лаборатории когнитивной нейронауки и развития Университета Торонто, объясняет: «Синестезия предоставляет дополнительный сенсорный сигнал, который помогает разбирать фрагменты языка, облегчая сегментацию и изучение».
Синестезия обычно начинает проявляться в детстве. Исследование 2016 года, проведенное учеными из Канады, США и Чехии, показало, что дети начинают категоризировать цвета в возрасте от 4 до 7 лет — примерно в то же время, когда они начинают учиться читать и писать. Синестезия начинает формироваться около 6 лет. Авторы предположили, что дети используют свою формирующуюся способность категоризировать цвета как «неортодоксальную помощь в освоении букв и слов».
Однако синестезия имеет и потенциальные недостатки. Психолог Люси Буве из Университета Тулузы изучает фонемно-цветовую синестезию — когда каждая произнесенная фонема вызывает определенный цвет. В соавторстве с коллегами она описала случай пациентки, обозначенной как «VA», для которой каждый раз, когда она слышит твердый звук «а», она видит яркий голубой цвет, а каждый звук «к» появляется как красный. VA описывает «двойной перевод»: сначала она слышит звуки, затем видит соответствующие цвета, и только потом интерпретирует значение. Это может привести к потере нити разговора, когда сенсорный опыт становится слишком интенсивным.
Несмотря на возможные коммуникативные трудности, жизнь людей с синестезией обогащена мультисенсорными переживаниями. Музыка становится «полностью иммерсивным опытом», наполненным текстурами, а книги и язык оживают в «калейдоскопе цветов». Исследования синестезии не только информируют нас о необычном сенсорном феномене, но и углубляют понимание языковой обработки и восприятия в целом. Как отмечает Буве, синестезия является «частью более широкого, специфического когнитивного профиля», который может быть ключом к пониманию альтернативных методов обучения.