Ssylka

Шедевры двух мастеров на коже древней сибирской мумии

Тело 50-летней женщины пазырыкской культуры, скончавшейся более двух тысячелетий назад, было сохранено в сибирской вечной мерзлоте. Невидимые невооруженным глазом татуировки на её коже удалось выявить с помощью съемки в ближнем инфракрасном диапазоне. Сложность рисунков такова, что их воспроизведение стало бы серьезным вызовом даже для современных профессионалов.
Шедевры двух мастеров на коже древней сибирской мумии
Изображение носит иллюстративный характер

На правом предплечье женщины изображены два полосатых тигра и один пятнистый леопард, переплетенные с двумя оленями. Эта работа описана как виртуозно нанесенная, плавно следующая за мускулатурой руки и демонстрирующая мастерское владение перспективой. Композиция считается работой опытного мастера.

На левом предплечье находится другая сцена: копытное животное, предположительно с рогами, атакованное фантастическим грифоноподобным существом. Эта татуировка отличается менее точным с анатомической точки зрения и более грубым исполнением по сравнению с рисунками на правой руке.

Стилистические и технические различия в татуировках указывают на две основные версии. Согласно первой, рисунки были выполнены двумя разными художниками с разным уровнем мастерства — мастером и, вероятно, его учеником. Вторая гипотеза предполагает, что это работы одного и того же художника, но на разных этапах его карьеры: раннем и позднем.

Исследование было представлено Джино Каспари из Института геоантропологии Макса Планка в Йене, Германия. Отчет был опубликован 31 июля в научном журнале Antiquity.

Соавтором исследования выступил Дэниел Ридай, эксперт по искусству предков, проживающий на юге Франции. В прошлом Ридай провел эксперимент, в ходе которого нанес себе татуировки копиями доисторических инструментов для понимания древней техники. Именно Д. Ридаю принадлежат полученные изображения татуировок мумии.

Установлено, что татуировки наносились методом «прокалывания палочкой» (stick-and-poke). Для создания толстых линий, вероятно, использовался многоточечный инструмент.

Тонкие линии, например, вокруг рогов оленей, предполагают использование более тонкого одноточечного инструмента. Физических доказательств существования этих приспособлений не найдено.

Исследователи предполагают, что инструменты были изготовлены из органических материалов, таких как пучки шипов, которые не сохранились с течением времени.

Пазырыкская культура представляла собой сообщество кочевников-всадников евразийских степей. Изощренность татуировок свидетельствует о высоком уровне развития искусства и мастерства в их обществе.


Новое на сайте

18302Можно ли предсказать извержение вулкана по его сейсмическому шёпоту? 18301Как случайное открытие позволило уместить радугу на чипе и решить проблему... 18300Визуальная летопись мира: триумфаторы 1839 Photography Awards 18299Загадка шагающих истуканов Рапа-Нуи 18298Двойное кометное зрелище украшает осеннее небо 18297Двигатель звездного роста: раскрыта тайна запуска протозвездных джетов 18296Нейробиология пробуждения: как мозг переходит от сна к бодрствованию 18295Как сервис для получения SMS-кодов стал оружием для мошенников по всему миру? 18294Сообщения в iOS 26: от ИИ-фонов до групповых опросов 18293Почему для исправления «техношеи» нужно укреплять мышцы, а не растягивать их? 18292Как новорожденная звезда подала сигнал из эпицентра мощнейшего взрыва? 18291Нотный рецепт: как наука превращает музыку в обезболивающее 18290Что превращает кофейное зерно в идеальный напиток? 18289Как пробуждение древних микробов и тайны черных дыр меняют наше будущее? 18288Как 3500-летняя крепость в Синае раскрывает секреты египетской военной мощи?