Ssylka

Шедевры двух мастеров на коже древней сибирской мумии

Тело 50-летней женщины пазырыкской культуры, скончавшейся более двух тысячелетий назад, было сохранено в сибирской вечной мерзлоте. Невидимые невооруженным глазом татуировки на её коже удалось выявить с помощью съемки в ближнем инфракрасном диапазоне. Сложность рисунков такова, что их воспроизведение стало бы серьезным вызовом даже для современных профессионалов.
Шедевры двух мастеров на коже древней сибирской мумии
Изображение носит иллюстративный характер

На правом предплечье женщины изображены два полосатых тигра и один пятнистый леопард, переплетенные с двумя оленями. Эта работа описана как виртуозно нанесенная, плавно следующая за мускулатурой руки и демонстрирующая мастерское владение перспективой. Композиция считается работой опытного мастера.

На левом предплечье находится другая сцена: копытное животное, предположительно с рогами, атакованное фантастическим грифоноподобным существом. Эта татуировка отличается менее точным с анатомической точки зрения и более грубым исполнением по сравнению с рисунками на правой руке.

Стилистические и технические различия в татуировках указывают на две основные версии. Согласно первой, рисунки были выполнены двумя разными художниками с разным уровнем мастерства — мастером и, вероятно, его учеником. Вторая гипотеза предполагает, что это работы одного и того же художника, но на разных этапах его карьеры: раннем и позднем.

Исследование было представлено Джино Каспари из Института геоантропологии Макса Планка в Йене, Германия. Отчет был опубликован 31 июля в научном журнале Antiquity.

Соавтором исследования выступил Дэниел Ридай, эксперт по искусству предков, проживающий на юге Франции. В прошлом Ридай провел эксперимент, в ходе которого нанес себе татуировки копиями доисторических инструментов для понимания древней техники. Именно Д. Ридаю принадлежат полученные изображения татуировок мумии.

Установлено, что татуировки наносились методом «прокалывания палочкой» (stick-and-poke). Для создания толстых линий, вероятно, использовался многоточечный инструмент.

Тонкие линии, например, вокруг рогов оленей, предполагают использование более тонкого одноточечного инструмента. Физических доказательств существования этих приспособлений не найдено.

Исследователи предполагают, что инструменты были изготовлены из органических материалов, таких как пучки шипов, которые не сохранились с течением времени.

Пазырыкская культура представляла собой сообщество кочевников-всадников евразийских степей. Изощренность татуировок свидетельствует о высоком уровне развития искусства и мастерства в их обществе.


Новое на сайте

18796Северокорейские хакеры Kimsuky внедрили QR-фишинг для распространения трояна DocSwap 18795Как китайская кибергруппировка использует критическую уязвимость CVE-2025-20393 для... 18794Как изобилие пингвинов превратило пум-одиночек в терпимых друг к другу хищников? 18793Критическая уязвимость устройств SonicWall SMA 100 используется хакерами для получения... 18792Как ваш Android TV мог стать частью глобального ботнета Kimwolf размером в 1,8 миллиона... 18791Почему на склоне холма в Линкольншире был зарыт уникальный клад англосаксонского золота? 18790Почему «снежная каша» в недрах титана может оказаться лучшим местом для жизни, чем... 18789Почему истинное понимание сложных когнитивных функций мозга требует выхода науки за... 18788Шерстяная одежда жертв Везувия оживила споры о дате гибели Помпей 18787Способна ли контекстная киберразведка превратить работу SOC из реагирования на инциденты... 18786Тысячи пользователей Firefox стали жертвами скрытой вредоносной кампании GhostPoster 18785Древние пчелы использовали кости мертвых грызунов для создания многоуровневых гнезд 18784Как устроен обнаруженный учеными навигационный «тумблер» в мозгу и поможет ли он в... 18783Что скрывали под водой руины солнечного храма фараона ниусера и обнаруженный там... 18782Что рассказала астрономам самая далекая сверхновая GRB 250314A?