Ssylka

Кто поддаётся дезинформации: развенчание мифов об образовании и возрасте

Почти 5 миллиардов человек по всему миру получают новости из социальных сетей, что делает проблему дезинформации особенно острой. Исследователи из Центра адаптивной рациональности Института Макса Планка по развитию человека (Max Planck Institute for Human Development) под руководством Мубашира Султана (Mubashir Sultan) и Ральфа Курверса (Ralf Kurvers) провели метаанализ, чтобы выяснить, кто наиболее уязвим к ложной информации и почему. Результаты этого исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).
Кто поддаётся дезинформации: развенчание мифов об образовании и возрасте
Изображение носит иллюстративный характер

В ходе метаанализа, охватившего данные 31 эксперимента в США с 2006 по 2023 год (11 561 участник в возрасте от 18 до 88 лет, 256 337 оценок правдивости новостных заголовков), были проанализированы как демографические, так и психологические факторы. Участникам предлагалось оценить правдивость новостных заголовков, касающихся политики и здоровья.

Один из самых неожиданных результатов – отсутствие значимой связи между уровнем образования и способностью отличать правду от лжи. Это противоречит распространённому мнению о том, что более образованные люди менее подвержены дезинформации.

Вопреки ожиданиям, пожилые люди оказались более скептичными и чаще распознавали ложные заголовки, чем молодые. Однако, это создаёт парадокс, поскольку предыдущие исследования показывали, что пожилые люди чаще делятся дезинформацией в сети.

Что касается политических предпочтений, то лица, идентифицирующие себя как республиканцы, оказались более склонны верить ложной информации, чем демократы. Они были менее точны в оценке правдивости новостей и чаще считали заголовки истинными.

Аналитическое мышление, безусловно, помогает лучше оценивать информацию, но имеет и обратную сторону. Люди с высоким уровнем аналитического мышления также демонстрировали более сильную пристрастность, используя свои когнитивные способности для защиты уже существующих убеждений. Это явление получило название «мотивированное размышление» (motivated reflection).

Самым сильным фактором, влияющим на восприятие информации, оказалась её узнаваемость. Если участники ранее видели новостной заголовок, они с большей вероятностью считали его правдивым. Это подчеркивает опасность многократного воздействия дезинформации, особенно в социальных сетях.

Гендер также был исследован в качестве переменной, но конкретные результаты по гендерным различиям в тексте не представлены.

В свете полученных данных, особенно важна разработка мер по борьбе с дезинформацией. Всемирный экономический форум в своем докладе о глобальных рисках за 2024 год (The World Economic Forum's Global Risks Report 2024) назвал дезинформацию одним из главных рисков на ближайшие два года. Необходимы программы по повышению медиаграмотности, особенно среди молодёжи. Требуется переосмысление подходов к распространению информации в социальных сетях.


Новое на сайте

17900Сможет ли закон догнать искусственный интеллект, предлагающий психотерапию? 17899Цепная реакция заражения листерией из-за одного поставщика 17898Холодный расчет: как современная наука изменила правила стирки 17897Деревянная начинка: массовый отзыв корн-догов из-за угрозы травм 17896Случайное открытие, спасшее 500 миллионов жизней 17895Мастерство мобильной съемки: полное руководство по камере iPhone 17894Что мог рассказать личный набор инструментов охотника эпохи палеолита? 17893Почему крупнейшая звездная колыбель млечного пути производит непропорционально много... 17892Обречены ли мы есть инжир с мертвыми осами внутри? 17891Почему AI-помощникам выгодно лгать, а не признавать незнание? 17890Является ли творчество искусственного интеллекта предсказуемым недостатком? 17889Как каланы цепляются за надежду? 17888Расшифрованный код древнего Египта 17887Звук без компромиссов: выбор лучших активных полочных колонок 2025 года 17886Зеленая немочь: загадочная болезнь девственниц, исчезнувшая из медицины