В Университете Делавэра (UD) провели исследование, призванное ответить на этот вопрос и найти способы поддержки студентов, изучающих информатику (Computer Science, CS). Исследование, опубликованное в журнале "Computer Science Education", выявило интересные закономерности в изменении мотивации студентов в течение первого семестра обучения.
Под руководством профессора Теомары Резерфорд (Teomara Rutherford) из Колледжа образования и развития человека (CEHD) Университета Делавэра, команда исследователей, в которую вошли Hye Rin Lee, Остин Кори Барт (Austin Cory Bart) и Andrew Rodrigues, а также Megan Englert из Университета Колорадо в Боулдере, опросила более 500 студентов вводного курса CS. Опрос проводился четыре раза в течение семестра и был направлен на выявление изменений в интересе к CS, чувстве принадлежности к сообществу CS и уверенности в своих силах.
Обнаружилось, что восприятие студентами ценности и полезности информатики снижалось к концу семестра. При этом, что интересно, чувство принадлежности и вера в свои способности, наоборот, возрастали. Три фактора оказались наиболее значимыми для прогнозирования итоговой оценки за курс: уверенность в своих силах, восприятие важности курса и эмоциональные затраты на его изучение.
Исследование также выявило гендерные различия. Женщины, трансгендерные и небинарные студенты изначально имели более низкое чувство принадлежности и веру в свои силы по сравнению со студентами-мужчинами. Однако к концу семестра эти различия практически исчезали.
Студенты, которые считали курс важным и значимым, а также те, кто идентифицировал себя как «специалистов по информатике», демонстрировали более высокие академические результаты. Напротив, те, кто воспринимал курс как эмоционально затратный и изнурительный, учились хуже. Остин Кори Барт отмечает, что некоторое снижение показателей к концу семестра — это нормально, так как процесс обучения связан со стрессом, но «среднестатистический студент не впадает в отчаяние».
Для повышения мотивации студентов и улучшения их успеваемости, исследователи предлагают несколько подходов. Важно четко доносить до студентов практическую пользу информатики, связывать изучаемый материал с реальными задачами и карьерными перспективами. Также полезно приглашать выпускников или старшекурсников, чтобы те делились своим опытом.
Уменьшение эмоциональных затрат – еще один важный аспект. Рекомендуется внедрять методики, помогающие студентам развивать навыки организации, управления временем и учебой, а также предоставлять стратегии для преодоления фрустрации и стресса.
В Университете Делавэра уже начали внедрять изменения в учебный процесс. Например, студентам предоставляется выбор между созданием собственного веб-приложения или разработкой инструмента стеганографии для сокрытия секретных сообщений в изображениях. Оба задания охватывают ключевые темы семестра и учитывают разные интересы.
Академический советник факультета компьютерных и информационных наук UD, Чад Лоу (Chad Lowe), отмечает 14%-ный рост числа студентов, выбравших CS в качестве дополнительной специальности с весны 2023 года. Он также наблюдает увеличение числа студентов, стремящихся получить двойную специализацию, что свидетельствует о растущем понимании важности CS для различных отраслей.
Изображение носит иллюстративный характер
Под руководством профессора Теомары Резерфорд (Teomara Rutherford) из Колледжа образования и развития человека (CEHD) Университета Делавэра, команда исследователей, в которую вошли Hye Rin Lee, Остин Кори Барт (Austin Cory Bart) и Andrew Rodrigues, а также Megan Englert из Университета Колорадо в Боулдере, опросила более 500 студентов вводного курса CS. Опрос проводился четыре раза в течение семестра и был направлен на выявление изменений в интересе к CS, чувстве принадлежности к сообществу CS и уверенности в своих силах.
Обнаружилось, что восприятие студентами ценности и полезности информатики снижалось к концу семестра. При этом, что интересно, чувство принадлежности и вера в свои способности, наоборот, возрастали. Три фактора оказались наиболее значимыми для прогнозирования итоговой оценки за курс: уверенность в своих силах, восприятие важности курса и эмоциональные затраты на его изучение.
Исследование также выявило гендерные различия. Женщины, трансгендерные и небинарные студенты изначально имели более низкое чувство принадлежности и веру в свои силы по сравнению со студентами-мужчинами. Однако к концу семестра эти различия практически исчезали.
Студенты, которые считали курс важным и значимым, а также те, кто идентифицировал себя как «специалистов по информатике», демонстрировали более высокие академические результаты. Напротив, те, кто воспринимал курс как эмоционально затратный и изнурительный, учились хуже. Остин Кори Барт отмечает, что некоторое снижение показателей к концу семестра — это нормально, так как процесс обучения связан со стрессом, но «среднестатистический студент не впадает в отчаяние».
Для повышения мотивации студентов и улучшения их успеваемости, исследователи предлагают несколько подходов. Важно четко доносить до студентов практическую пользу информатики, связывать изучаемый материал с реальными задачами и карьерными перспективами. Также полезно приглашать выпускников или старшекурсников, чтобы те делились своим опытом.
Уменьшение эмоциональных затрат – еще один важный аспект. Рекомендуется внедрять методики, помогающие студентам развивать навыки организации, управления временем и учебой, а также предоставлять стратегии для преодоления фрустрации и стресса.
В Университете Делавэра уже начали внедрять изменения в учебный процесс. Например, студентам предоставляется выбор между созданием собственного веб-приложения или разработкой инструмента стеганографии для сокрытия секретных сообщений в изображениях. Оба задания охватывают ключевые темы семестра и учитывают разные интересы.
Академический советник факультета компьютерных и информационных наук UD, Чад Лоу (Chad Lowe), отмечает 14%-ный рост числа студентов, выбравших CS в качестве дополнительной специальности с весны 2023 года. Он также наблюдает увеличение числа студентов, стремящихся получить двойную специализацию, что свидетельствует о растущем понимании важности CS для различных отраслей.