Результаты международного исследования PISA 2022 года выявили тревожную тенденцию среди немецких подростков: при высокой самоуверенности в поиске информации в интернете, они демонстрируют недостаточную уверенность и компетенцию в критической оценке ее достоверности. Специальный анализ немецкой команды, проведенный в рамках восьмого цикла PISA, сфокусировался на самооценке цифровых навыков 15-летних школьников Германии. В исследовании приняли участие около 6100 учащихся из 260 школ различных типов по всей стране. Помимо оценки навыков, школьники заполнили анкеты, касающиеся условий обучения, личных взглядов и социального происхождения.
Данные исследования показывают, что 69% немецких 15-летних подростков убеждены в отсутствии проблем с поиском информации в сети. Однако картина резко меняется, когда речь заходит об оценке найденного контента. Менее половины (всего 47%) немецких школьников считают себя способными должным образом оценивать онлайн-информацию. Этот показатель значительно ниже среднего уровня по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который составляет 51%.
Более глубокий анализ выявляет дополнительные пробелы. Лишь около 60% немецких подростков утверждают, что сравнивают несколько источников информации при работе в интернете. И этот показатель также существенно уступает среднему значению по ОЭСР (72%). Особую тревогу вызывает тот факт, что около трети немецких 15-летних школьников не считают необходимым проверять точность онлайн-информации перед тем, как делиться ею в социальных сетях.
Профессор Самуэль Грайф, руководитель немецкой части исследования PISA и глава Центра международных исследований успеваемости учащихся (ZIB) при Техническом университете Мюнхена (TUM), подчеркивает серьезность проблемы. По его словам, «значительная часть учеников, к сожалению, недостаточно квалифицирована в распознавании фейковых новостей. Им предстоит наверстать упущенное в критическом и вдумчивом обращении с онлайн-информацией». Профессор Грайф указывает на «острую необходимость» решения данной проблемы для подготовки молодежи к жизни в цифровом мире, акцентируя внимание на развитии навыков критического и осознанного взаимодействия с онлайн-контентом.
Исследование также выявило ряд факторов, влияющих на самооценку цифровой компетентности подростков. Установлена прямая взаимосвязь между самооценкой в цифровой сфере и общей уверенностью в своих навыках. Школьники, считающие себя сильными в цифровых технологиях, склонны переоценивать и свои навыки оценки информации. Аналогичная корреляция наблюдается с интересом к цифровым медиа и социально-экономическим статусом: учащиеся из более благополучных семей чаще завышают свою цифровую грамотность.
Интересные гендерные различия проявились в вопросах проверки и сопоставления информации. Девочки, по сравнению с мальчиками, сообщали о более частом обращении к различным источникам и более тщательной проверке точности онлайн-данных.
Помимо оценки собственных навыков, исследование PISA 2022 затронуло восприятие школьниками цифровой компетентности своих учителей. Только около половины немецких подростков считают, что их педагоги обладают необходимыми навыками для эффективного использования цифровых устройств в классе. Этот показатель значительно ниже среднего по ОЭСР (70%). Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении открытости учителей к использованию цифровых медиа. Около 60% немецких 15-летних утверждают, что их учителя открыты к применению цифровых технологий на уроках, что также существенно отстает от среднего показателя по ОЭСР (77%).
Исследование установило прямую связь между восприятием учениками цифровой компетентности и открытости учителей и их собственной самооценкой навыков работы с онлайн-информацией. Это подчеркивает необходимость оказания поддержки учителям в интеграции методов работы с онлайн-информацией в учебный процесс по всем предметам.
Общие данные исследования PISA 2022 года также выявляют проблемы в оснащении немецких школ цифровой инфраструктурой. Использование цифровых инструментов учителями в Германии остается ниже среднего уровня по ОЭСР. Директора школ указывают на недостаток времени у педагогов на подготовку к использованию цифровых медиа и на нехватку квалифицированного персонала для технической поддержки.
Надежность работы цифровых устройств в школах также вызывает вопросы. Лишь 60% немецких подростков (среднее значение по ОЭСР – 71%) отмечают стабильную работу цифровых медиа в своих учебных заведениях. Доступность цифровых ресурсов в классе также оставляет желать лучшего: только 46% учащихся (значительно ниже среднего по ОЭСР – 67%) считают цифровые медиа легкодоступными во время уроков.
Таким образом, исследование PISA 2022 четко сигнализирует о критической необходимости повышения уровня цифровой грамотности немецких подростков, особенно в части оценки достоверности онлайн-информации. Для решения этой задачи требуется комплексный подход, включающий поддержку учителей, улучшение цифровой инфраструктуры школ и разработку эффективных образовательных программ, направленных на развитие критического мышления и осознанного потребления цифрового контента.
Изображение носит иллюстративный характер
Данные исследования показывают, что 69% немецких 15-летних подростков убеждены в отсутствии проблем с поиском информации в сети. Однако картина резко меняется, когда речь заходит об оценке найденного контента. Менее половины (всего 47%) немецких школьников считают себя способными должным образом оценивать онлайн-информацию. Этот показатель значительно ниже среднего уровня по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который составляет 51%.
Более глубокий анализ выявляет дополнительные пробелы. Лишь около 60% немецких подростков утверждают, что сравнивают несколько источников информации при работе в интернете. И этот показатель также существенно уступает среднему значению по ОЭСР (72%). Особую тревогу вызывает тот факт, что около трети немецких 15-летних школьников не считают необходимым проверять точность онлайн-информации перед тем, как делиться ею в социальных сетях.
Профессор Самуэль Грайф, руководитель немецкой части исследования PISA и глава Центра международных исследований успеваемости учащихся (ZIB) при Техническом университете Мюнхена (TUM), подчеркивает серьезность проблемы. По его словам, «значительная часть учеников, к сожалению, недостаточно квалифицирована в распознавании фейковых новостей. Им предстоит наверстать упущенное в критическом и вдумчивом обращении с онлайн-информацией». Профессор Грайф указывает на «острую необходимость» решения данной проблемы для подготовки молодежи к жизни в цифровом мире, акцентируя внимание на развитии навыков критического и осознанного взаимодействия с онлайн-контентом.
Исследование также выявило ряд факторов, влияющих на самооценку цифровой компетентности подростков. Установлена прямая взаимосвязь между самооценкой в цифровой сфере и общей уверенностью в своих навыках. Школьники, считающие себя сильными в цифровых технологиях, склонны переоценивать и свои навыки оценки информации. Аналогичная корреляция наблюдается с интересом к цифровым медиа и социально-экономическим статусом: учащиеся из более благополучных семей чаще завышают свою цифровую грамотность.
Интересные гендерные различия проявились в вопросах проверки и сопоставления информации. Девочки, по сравнению с мальчиками, сообщали о более частом обращении к различным источникам и более тщательной проверке точности онлайн-данных.
Помимо оценки собственных навыков, исследование PISA 2022 затронуло восприятие школьниками цифровой компетентности своих учителей. Только около половины немецких подростков считают, что их педагоги обладают необходимыми навыками для эффективного использования цифровых устройств в классе. Этот показатель значительно ниже среднего по ОЭСР (70%). Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении открытости учителей к использованию цифровых медиа. Около 60% немецких 15-летних утверждают, что их учителя открыты к применению цифровых технологий на уроках, что также существенно отстает от среднего показателя по ОЭСР (77%).
Исследование установило прямую связь между восприятием учениками цифровой компетентности и открытости учителей и их собственной самооценкой навыков работы с онлайн-информацией. Это подчеркивает необходимость оказания поддержки учителям в интеграции методов работы с онлайн-информацией в учебный процесс по всем предметам.
Общие данные исследования PISA 2022 года также выявляют проблемы в оснащении немецких школ цифровой инфраструктурой. Использование цифровых инструментов учителями в Германии остается ниже среднего уровня по ОЭСР. Директора школ указывают на недостаток времени у педагогов на подготовку к использованию цифровых медиа и на нехватку квалифицированного персонала для технической поддержки.
Надежность работы цифровых устройств в школах также вызывает вопросы. Лишь 60% немецких подростков (среднее значение по ОЭСР – 71%) отмечают стабильную работу цифровых медиа в своих учебных заведениях. Доступность цифровых ресурсов в классе также оставляет желать лучшего: только 46% учащихся (значительно ниже среднего по ОЭСР – 67%) считают цифровые медиа легкодоступными во время уроков.
Таким образом, исследование PISA 2022 четко сигнализирует о критической необходимости повышения уровня цифровой грамотности немецких подростков, особенно в части оценки достоверности онлайн-информации. Для решения этой задачи требуется комплексный подход, включающий поддержку учителей, улучшение цифровой инфраструктуры школ и разработку эффективных образовательных программ, направленных на развитие критического мышления и осознанного потребления цифрового контента.