Археологическое открытие в Эквадоре, в местечке Буэн Сусесо, потрясло научное сообщество: погребение женщины, находившейся на позднем сроке беременности, датированное периодом между 771 и 953 годами нашей эры, указывает на возможный акт человеческого жертвоприношения. Останки, относящиеся к культуре Мантеньо (650-1532 гг.), несут на себе следы насилия – переломы черепа, а также посмертное расчленение, в частности, удаление рук и левой ноги.
Это захоронение, по словам Сары Юнгст, биоархеолога из Университета Северной Каролины в Шарлотте, возглавившей исследование, является весьма необычным. Помимо останков беременной женщины, в могиле был найден череп еще одного человека в возрасте 25-35 лет, а также следы сожженного подношения на груди женщины, которое датируется периодом между 991 и 1025 годами. Обилие богатых погребальных даров, включая раковины сердцевидок в глазных впадинах, украшения в виде полумесяца из моллюсков Spondylus, обсидиановые лезвия и крабовый клеш, лишь подчеркивают исключительность находки. Интересно, что некоторые из украшений из моллюсков Spondylus на 2000 лет старше самого захоронения, что свидетельствует об их высокой ценности и использовании в торговых операциях.
Сложность интерпретации погребения порождает два основных сценария. Первый предполагает, что смерть женщины была связана с периодом сильных климатических явлений Эль-Ниньо, которые серьезно влияли на урожай в регионе. В этой парадигме, женщина, возможно, была принесена в жертву, чтобы умилостивить богов и обеспечить плодородие земли. Использование раковин Spondylus, ассоциирующихся с плодородием, вокруг ее тела может указывать на попытку защитить ее и ее нерожденного ребенка.
Второй сценарий, учитывая, что общество Мантеньо отличалось высокой степенью социальной и политической значимости женщин, предполагает, что женщина могла быть влиятельной фигурой, и ее смерть стала результатом политической борьбы. Устранение могущественной личности вполне могло стать мотивом для столь жестокого и нетипичного для культуры региона жертвоприношения.
Бенджамин Шефер, биоархеолог из Университета Иллинойса в Чикаго, не участвовавший в данном исследовании, отмечает уникальный характер находки, подчеркивая, что человеческие жертвоприношения не были распространены среди прибрежных народов Эквадора.
Археологические данные, полученные в результате исследования этого захоронения, опубликованные 23 января в журнале Latin American Antiquity, предлагают новый взгляд на древние практики и социальные структуры. В частности, они поднимают вопрос о том, насколько сильно климатические изменения влияли на жизнь и ритуалы древних обществ.
Обнаруженные в могиле артефакты, от раковин сердцевидок до изысканных украшений из моллюсков Spondylus и обсидиановых лезвий, свидетельствуют о развитой культуре и торговых связях. Они также подчеркивают важность ритуалов и верований, связанных с жизнью, смертью и плодородием.
Дальнейшие исследования, несомненно, прольют больше света на загадочное погребение в Буэн Сусесо, а также помогут лучше понять сложные взаимосвязи между экологией, социальной организацией и религиозными практиками древних народов Эквадора.
Этот случай призывает переосмыслить устоявшиеся представления об археологии Эквадора и создать новые подходы для изучения погребальных традиций Мантеньо. Анализ найденных артефактов и останков является ключом к пониманию не только этого конкретного события, но и общей картины истории этого региона.
Исследование этого необычного захоронения – это изучение древней смерти и поиск ответов на фундаментальные вопросы о человеческой природе и ее взаимодействии с окружающей средой. Не исключено, что будущие открытия предоставят новые грани истории Эквадора и ее древних жителей.
Изображение носит иллюстративный характер
Это захоронение, по словам Сары Юнгст, биоархеолога из Университета Северной Каролины в Шарлотте, возглавившей исследование, является весьма необычным. Помимо останков беременной женщины, в могиле был найден череп еще одного человека в возрасте 25-35 лет, а также следы сожженного подношения на груди женщины, которое датируется периодом между 991 и 1025 годами. Обилие богатых погребальных даров, включая раковины сердцевидок в глазных впадинах, украшения в виде полумесяца из моллюсков Spondylus, обсидиановые лезвия и крабовый клеш, лишь подчеркивают исключительность находки. Интересно, что некоторые из украшений из моллюсков Spondylus на 2000 лет старше самого захоронения, что свидетельствует об их высокой ценности и использовании в торговых операциях.
Сложность интерпретации погребения порождает два основных сценария. Первый предполагает, что смерть женщины была связана с периодом сильных климатических явлений Эль-Ниньо, которые серьезно влияли на урожай в регионе. В этой парадигме, женщина, возможно, была принесена в жертву, чтобы умилостивить богов и обеспечить плодородие земли. Использование раковин Spondylus, ассоциирующихся с плодородием, вокруг ее тела может указывать на попытку защитить ее и ее нерожденного ребенка.
Второй сценарий, учитывая, что общество Мантеньо отличалось высокой степенью социальной и политической значимости женщин, предполагает, что женщина могла быть влиятельной фигурой, и ее смерть стала результатом политической борьбы. Устранение могущественной личности вполне могло стать мотивом для столь жестокого и нетипичного для культуры региона жертвоприношения.
Бенджамин Шефер, биоархеолог из Университета Иллинойса в Чикаго, не участвовавший в данном исследовании, отмечает уникальный характер находки, подчеркивая, что человеческие жертвоприношения не были распространены среди прибрежных народов Эквадора.
Археологические данные, полученные в результате исследования этого захоронения, опубликованные 23 января в журнале Latin American Antiquity, предлагают новый взгляд на древние практики и социальные структуры. В частности, они поднимают вопрос о том, насколько сильно климатические изменения влияли на жизнь и ритуалы древних обществ.
Обнаруженные в могиле артефакты, от раковин сердцевидок до изысканных украшений из моллюсков Spondylus и обсидиановых лезвий, свидетельствуют о развитой культуре и торговых связях. Они также подчеркивают важность ритуалов и верований, связанных с жизнью, смертью и плодородием.
Дальнейшие исследования, несомненно, прольют больше света на загадочное погребение в Буэн Сусесо, а также помогут лучше понять сложные взаимосвязи между экологией, социальной организацией и религиозными практиками древних народов Эквадора.
Этот случай призывает переосмыслить устоявшиеся представления об археологии Эквадора и создать новые подходы для изучения погребальных традиций Мантеньо. Анализ найденных артефактов и останков является ключом к пониманию не только этого конкретного события, но и общей картины истории этого региона.
Исследование этого необычного захоронения – это изучение древней смерти и поиск ответов на фундаментальные вопросы о человеческой природе и ее взаимодействии с окружающей средой. Не исключено, что будущие открытия предоставят новые грани истории Эквадора и ее древних жителей.