Ssylka

Железный век Британии: загадочное царство матриархата

Раскопки в Дорсете, Корнуолле и Йоркшире перевернули устоявшиеся представления об обществе железного века Британии (примерно 100 г. до н. э. – 100 г. н. э.). Новое исследование, опубликованное в журнале Nature, предлагает убедительные доказательства того, что в это время на территории Британии господствовала матрилокальная социальная структура, где женщины играли ключевую роль в передаче власти и богатства.
Железный век Британии: загадочное царство матриархата
Изображение носит иллюстративный характер

В отличие от распространенного представления о патриархате в древних сообществах, анализ ДНК показал, что в британских поселениях того времени преобладала матрилинейная передача наследования. Это означает, что земля и имущество переходили от матери к дочери, а мужчины, вступая в брак, переселялись в общины своих жен. Этот факт подтверждается анализом митохондриальной ДНК, передающейся по материнской линии, и ДНК Y-хромосомы, передающейся от отца к сыну. В женских линиях наблюдается генетическое единообразие, указывающее на их тесную родственную связь в рамках общины, в то время как мужские линии демонстрируют большее разнообразие, что свидетельствует об их приходе из других мест.

Исследования, возглавляемые доктором Ларой Кэссиди из Тринити-колледжа в Дублине, совместно с археологами профессорами Майлзом Расселом и Мартином Смитом из Борнмутского университета, анализировали артефакты и скелеты, обнаруженные в погребениях. Богатые погребальные предметы, найденные в женских захоронениях, свидетельствуют о высоком социальном статусе и финансовой мощи женщин в сообществах.

Племя дуротригов, населявшее Дорсет, является ярким примером этой матрилокальной системы. Результаты исследований наглядно демонстрируют, что жизнь этих племен была организована вокруг женских линий, а женщины играли решающую роль в формировании облика общин. Этот вывод противоречит более ранним представлениям об истории, где доминирующая роль отводилась мужчинам.

Римские историки, такие как Юлий Цезарь, воспринимали социальную структуру британских племен как отсталую и варварскую. Римляне, жившие в рамках патриархальной социальной парадигмы, считали предоставление женщинам такой большой власти признаком нецивилизованности. Однако, с точки зрения современной науки, матрилокальные системы являются вполне функциональной и даже прогрессивной формой социальной организации, что подтверждается примерами матрилокальных сообществ, существующих и в наше время, например, у народов акан в Гане или чероки в Северной Америке.

Одним из последствий матрилокальной социальной организации может быть снижение внутреннего конфликта в общинах. Поскольку мужчины были «переезжими» в общинах своих жен, их социальные связи были менее плотными, что могло уменьшить напряженность и борьбу за власть внутри общины.

Предположение, что матрилокальность была широко распространена по всей Британии, подтверждается тем, что подобные признаки найдены не только в Дорсете, но и в Корнуолле и Йоркшире. Эти находки свидетельствуют о том, что матрилокальные системы могли быть более распространенным явлением в железном веке Британии, чем считалось ранее.

Имя воительницы Боудикки, возглавившей восстание против римлян в Восточной Англии в 61 году н. э., также не является исключением в этом матриархальном контексте. Боудикка, будучи лидером своего племени, пользовалась огромным авторитетом и уважением, что свидетельствует о высоком статусе женщины в британском обществе того времени.

Исследование, которое было опубликовано в журнале Nature и получило обсуждение на платформах, таких как Blue Sky, открывает новые горизонты в понимании прошлого. Оно заставляет нас пересмотреть наши представления о том, как в прошлом были организованы общества, и признать, что разнообразие форм социальных структур может быть гораздо большим, чем мы предполагали.


Новое на сайте