Ssylka

Бог плодородия или символ человеческих жертв: что скрывает трехликий идол из Корлека?

В 1855 году в ирландском городке Драмиг, расположенном примерно в 100 километрах к северо-западу от Дублина, была обнаружена каменная голова с тремя лицами. Этот артефакт, известный как Голова из Корлека, датируется первым веком нашей эры и был создан кельтами для языческих ритуалов. Сегодня скульптура из песчаника хранится в Национальном музее Ирландии, где её считают «лучшим образцом своего типа».
Бог плодородия или символ человеческих жертв: что скрывает трехликий идол из Корлека?
Изображение носит иллюстративный характер

Высота скульптуры составляет 33 сантиметра. Каждое из трёх лиц имеет тяжёлые надбровные дуги, широкий нос и узкий, похожий на щель рот. Одна из деталей, которая отличает этот артефакт, — небольшое отверстие в центре одного из ртов. В основании головы также просверлено отверстие, что указывает на возможное крепление к постаменту или столбу.

Значение трёх лиц является предметом споров, однако оно вписывается в кельтскую традицию, известную как «культ головы». Эта концепция, связывающая человеческую голову с божественностью и сверхъестественной силой, была впервые задокументирована греческим историком Диодором Сицилийским в первом веке до нашей эры. Он писал, что кельты отрубали головы своих врагов и выставляли их на своих лошадях. Археолог Энн Росс в своем исследовании 1960 года детально изучила трёхликие каменные изваяния как центральный элемент этого культа.

Согласно одной из теорий, предложенной историком Джонатаном Смитом в лекции 2023 года, Голова из Корлека могла символизировать созидание и плодородие. Он предполагает, что идол изображает кельтского бога Луга, который считался мастером во всех ремёслах. Три лица могли представлять различные технологии или аспекты его мастерства. Установленная на столбе, скульптура могла служить фаллическим символом, используемым во время Лугнасы — кельтского праздника урожая.

Однако тот же Джонатан Смит выдвигает и противоположную, более мрачную гипотезу. Место находки, Драмиг, переводится с ирландского языка как «Холм Смерти». Это название не случайно. Неподалеку от места обнаружения головы было найдено тело мужчины железного века, принесённого в жертву. Это «болотное тело» свидетельствует о жестоком ритуале.

Смерть жертвы была тройственной: мужчину задушили, ударили тупым предметом по голове и перерезали ему горло. Этот тройной метод убийства пугающе перекликается с тремя лицами каменного идола. Таким образом, Голова из Корлека могла быть не символом жизни и урожая, а зловещим божеством, наблюдавшим за человеческими жертвоприношениями на «Холме Смерти».

В средневековый период ирландцы, принявшие христианство, считали языческую скульптуру проклятым объектом. Чтобы подавить ранние кельтские религиозные традиции и нейтрализовать предполагаемую тёмную силу идола, между X и XIII веками Голову из Корлека намеренно закопали в землю, где она и пролежала до своего обнаружения в 1855 году.


Новое на сайте