Нейробиолог Анна-Лор ле Кунфф, научный сотрудник Лаборатории СДВГ в Королевском колледже Лондона, в детстве была «диким ребенком». Во взрослом возрасте она могла часами изучать сложные научные темы, но с трудом справлялась с простыми административными задачами. Три года назад по совету коллеги она прошла обследование, и ей был диагностирован СДВГ. Этот опыт, подкрепленный исследованиями, привел ее к мысли о «потенциальной связи между любопытством и СДВГ».

Ле Кунфф ввела термин «гиперлюбопытство», чтобы описать гипотезу о том, что импульсивность, ключевой симптом СДВГ, и любопытство имеют общую неврологическую основу. Идею подсказала работа когнитивного нейробиолога из Колумбийского университета Кэролайн Марвин, опубликованная в 2020 году в журнале Current Opinion in Behavioral Sciences. В ней утверждалось, что импульсивность и любопытство активируют схожие пути вознаграждения в мозге, предполагая, что любопытство может быть такой же неотложной потребностью, как и импульсивное действие. Эта концепция имеет значение для примерно 130 миллионов детей и 220 миллионов взрослых по всему миру, живущих с СДВГ.
Традиционно исследования СДВГ фокусировались на его недостатках: рассеянности, гиперактивности и импульсивности. Однако научное сообщество начинает изучать и положительные аспекты. В октябре 2023 года в журнале BMJ Open было опубликовано исследование под руководством клинического нейропсихолога Астри Лундервольд из Бергенского университета в Норвегии. В ходе работы 50 человек с СДВГ описали свой положительный опыт. Среди названных качеств были креативность, энергичность, адаптивность, устойчивость и любопытство. Преодоление трудностей, связанных с СДВГ, также сделало их более эмпатичными и терпимыми к другим.
В августе 2024 года в журнале Evolutionary Psychological Science Анна-Лор ле Кунфф опубликовала статью, в которой выдвинула гипотезу «эволюционного несоответствия». Согласно этой теории, такие черты СДВГ, как импульсивность и любознательность, были преимуществом в условиях кочевого образа жизни наших предков, когда нехватка ресурсов делала рискованное поведение и исследование новых территорий жизненно важными для выживания группы. В современном сидячем и перенасыщенном информацией мире эти же черты могут казаться безрассудными. Когнитивный ученый из Кембриджского университета Франческо Поли сравнивает это с потреблением сахара: наш мозг не эволюционировал в среде, где информация была бы так же доступна, как и сахар сегодня.
Эволюционная теория нашла подтверждение в исследовании, опубликованном в феврале 2024 года в Proceedings of the Royal Society B. В ходе онлайн-игры участники, у которых были выявлены признаки СДВГ (почти половина выборки), быстрее покидали истощающийся ягодный куст в поисках нового. Эта «рискованная» стратегия оказалась более успешной: в среднем они собрали больше ягод, что подтверждает возможное эволюционное преимущество такого поведения.
Стили поиска информации также могут быть связаны с СДВГ. Исследование, опубликованное в марте 2021 года в Nature Human Behaviour, выявило два типа поведения. 149 участников в течение 21 дня по 15 минут ежедневно просматривали Википедию. «Охотники» глубоко погружались в темы, и их поисковые запросы имели высокий коэффициент сходства (например, «Мария Кюри» и «Пьер Кюри» — 0.8). «Сплетники» (busybodies), напротив, перескакивали между непохожими темами (например, «зуб мудрости» и «рудименты человека» — 0.2).
В этом году в журнале Philosophical Psychology исследователи из Орхусского университета в Дании, Асбьёрн Стеглич-Петерсен и Шомоди Варга, предположили, что люди с СДВГ часто ведут себя как «сплетники», хаотично переключаясь между темами, пока не найдут что-то, что их захватит. В этот момент они становятся «охотниками» и входят в состояние гиперфокуса.
Неврологическая основа любопытства как базовой потребности была продемонстрирована в исследовании, опубликованном в мае 2020 года в Nature Human Behaviour. Голодные участники эксперимента делали ставки, рискуя получить удар током, чтобы выиграть либо еду, либо разгадку фокуса. ФМРТ-сканирование показало, что центры вознаграждения мозга (вентральный и дорсальный стриатумы) активировались в ожидании как еды, так и информации. Это доказывает, что удовлетворение любопытства для мозга так же важно, как и утоление голода.
Эти открытия имеют практическое значение для систем образования и организации труда. Подавление импульсивности в школах и офисах может непреднамеренно подавлять и любознательность, которая напрямую связана с лучшим обучением, запоминанием информации и общим благополучием. Сотрудник с гиперлюбопытством может не показывать лучших результатов в стандартных отчетах, но способен расширить диапазон идей всей команды.
Анна-Лор ле Кунфф получила грант в размере 220 000 долларов от организации UK Research and Innovation для дальнейшего тестирования своей гипотезы. Она планирует изучать студентов университетов с СДВГ, используя интервью, отслеживание движений глаз и измерение активности мозга. Цель — разработать практические стратегии для преподавателей, чтобы помочь студентам, которые, по ее словам, учатся, строя «нелинейную ментальную карту, а не двигаясь по прямой линии».
Несмотря на потенциальные преимущества, романтизировать СДВГ недопустимо. Как подчеркивает Асбьёрн Стеглич-Петерсен: «Это не суперсила».
Важно помнить и о серьезных негативных последствиях этого состояния. Астри Лундервольд напоминает: «Мы говорим о расстройстве с высоким уровнем несчастных случаев, злоупотребления психоактивными веществами, трудностей в отношениях и даже смертности». Цель нового подхода — видеть человека целиком, признавая как его трудности, так и потенциальные сильные стороны для оказания более комплексной и эффективной поддержки.

Изображение носит иллюстративный характер
Ле Кунфф ввела термин «гиперлюбопытство», чтобы описать гипотезу о том, что импульсивность, ключевой симптом СДВГ, и любопытство имеют общую неврологическую основу. Идею подсказала работа когнитивного нейробиолога из Колумбийского университета Кэролайн Марвин, опубликованная в 2020 году в журнале Current Opinion in Behavioral Sciences. В ней утверждалось, что импульсивность и любопытство активируют схожие пути вознаграждения в мозге, предполагая, что любопытство может быть такой же неотложной потребностью, как и импульсивное действие. Эта концепция имеет значение для примерно 130 миллионов детей и 220 миллионов взрослых по всему миру, живущих с СДВГ.
Традиционно исследования СДВГ фокусировались на его недостатках: рассеянности, гиперактивности и импульсивности. Однако научное сообщество начинает изучать и положительные аспекты. В октябре 2023 года в журнале BMJ Open было опубликовано исследование под руководством клинического нейропсихолога Астри Лундервольд из Бергенского университета в Норвегии. В ходе работы 50 человек с СДВГ описали свой положительный опыт. Среди названных качеств были креативность, энергичность, адаптивность, устойчивость и любопытство. Преодоление трудностей, связанных с СДВГ, также сделало их более эмпатичными и терпимыми к другим.
В августе 2024 года в журнале Evolutionary Psychological Science Анна-Лор ле Кунфф опубликовала статью, в которой выдвинула гипотезу «эволюционного несоответствия». Согласно этой теории, такие черты СДВГ, как импульсивность и любознательность, были преимуществом в условиях кочевого образа жизни наших предков, когда нехватка ресурсов делала рискованное поведение и исследование новых территорий жизненно важными для выживания группы. В современном сидячем и перенасыщенном информацией мире эти же черты могут казаться безрассудными. Когнитивный ученый из Кембриджского университета Франческо Поли сравнивает это с потреблением сахара: наш мозг не эволюционировал в среде, где информация была бы так же доступна, как и сахар сегодня.
Эволюционная теория нашла подтверждение в исследовании, опубликованном в феврале 2024 года в Proceedings of the Royal Society B. В ходе онлайн-игры участники, у которых были выявлены признаки СДВГ (почти половина выборки), быстрее покидали истощающийся ягодный куст в поисках нового. Эта «рискованная» стратегия оказалась более успешной: в среднем они собрали больше ягод, что подтверждает возможное эволюционное преимущество такого поведения.
Стили поиска информации также могут быть связаны с СДВГ. Исследование, опубликованное в марте 2021 года в Nature Human Behaviour, выявило два типа поведения. 149 участников в течение 21 дня по 15 минут ежедневно просматривали Википедию. «Охотники» глубоко погружались в темы, и их поисковые запросы имели высокий коэффициент сходства (например, «Мария Кюри» и «Пьер Кюри» — 0.8). «Сплетники» (busybodies), напротив, перескакивали между непохожими темами (например, «зуб мудрости» и «рудименты человека» — 0.2).
В этом году в журнале Philosophical Psychology исследователи из Орхусского университета в Дании, Асбьёрн Стеглич-Петерсен и Шомоди Варга, предположили, что люди с СДВГ часто ведут себя как «сплетники», хаотично переключаясь между темами, пока не найдут что-то, что их захватит. В этот момент они становятся «охотниками» и входят в состояние гиперфокуса.
Неврологическая основа любопытства как базовой потребности была продемонстрирована в исследовании, опубликованном в мае 2020 года в Nature Human Behaviour. Голодные участники эксперимента делали ставки, рискуя получить удар током, чтобы выиграть либо еду, либо разгадку фокуса. ФМРТ-сканирование показало, что центры вознаграждения мозга (вентральный и дорсальный стриатумы) активировались в ожидании как еды, так и информации. Это доказывает, что удовлетворение любопытства для мозга так же важно, как и утоление голода.
Эти открытия имеют практическое значение для систем образования и организации труда. Подавление импульсивности в школах и офисах может непреднамеренно подавлять и любознательность, которая напрямую связана с лучшим обучением, запоминанием информации и общим благополучием. Сотрудник с гиперлюбопытством может не показывать лучших результатов в стандартных отчетах, но способен расширить диапазон идей всей команды.
Анна-Лор ле Кунфф получила грант в размере 220 000 долларов от организации UK Research and Innovation для дальнейшего тестирования своей гипотезы. Она планирует изучать студентов университетов с СДВГ, используя интервью, отслеживание движений глаз и измерение активности мозга. Цель — разработать практические стратегии для преподавателей, чтобы помочь студентам, которые, по ее словам, учатся, строя «нелинейную ментальную карту, а не двигаясь по прямой линии».
Несмотря на потенциальные преимущества, романтизировать СДВГ недопустимо. Как подчеркивает Асбьёрн Стеглич-Петерсен: «Это не суперсила».
Важно помнить и о серьезных негативных последствиях этого состояния. Астри Лундервольд напоминает: «Мы говорим о расстройстве с высоким уровнем несчастных случаев, злоупотребления психоактивными веществами, трудностей в отношениях и даже смертности». Цель нового подхода — видеть человека целиком, признавая как его трудности, так и потенциальные сильные стороны для оказания более комплексной и эффективной поддержки.