Концепция гарантированного дохода имеет глубокие исторические корни, уходящие вглубь веков задолго до современных дискуссий. Еще в 1516 году Томас Мор в своей книге «Утопия» описал общество, где каждый гражданин получает средства для жизни. Идея безусловного базового дохода (ББД), также известного как гражданский доход, является развитием существующих систем социальной защиты, таких как пенсии по старости или пособия на детей. Согласно формальному определению, данному бельгийским философом и экономистом Филиппом Ван Парейсом и цитируемому экономистами Дж. Э. Кингом и Джоном Марангосом, это «доход, выплачиваемый правительством на едином уровне и через регулярные промежутки времени каждому взрослому члену общества. Пособие выплачивается, и его уровень устанавливается независимо от того, богат человек или беден, живет один или с другими, желает работать или нет».

Наибольший всплеск интереса к этой идее произошел в XVIII веке, особенно в революционные 1790-е годы. Радикальные преобразования во Франции вдохновили мыслителей в Англии на разработку собственных проектов справедливого общества. Два наиболее ярких примера принадлежат перу англоязычных авторов того периода.
Первым из них был Томас Пейн (1737–1809), англичанин по происхождению и один из отцов-основателей США. В своем труде «Права человека» (1791–1792) он впервые предложил ввести государственные выплаты для детей до пятнадцати лет и для людей старше пятидесяти.
Более детальный и амбициозный план Пейн изложил в памфлете «Аграрная справедливость», написанном в 1795 году. Этот текст был создан после того, как он чудом избежал казни во время якобинского террора во Франции. Памфлет стал прямым ответом на проповедь епископа Лландаффа, который теологически оправдывал существование бедности. Пейн утверждал: «Всякая проповедь, которая не ставит своей целью творить добро или делать Божье творение счастливым, — это нонсенс и лицемерие».
План Пейна предусматривал два вида выплат. Во-первых, единовременную сумму в размере 15 фунтов стерлингов каждому человеку по достижении двадцати одного года, что в эквиваленте 2025 года составляет 2 306 фунтов. Во-вторых, ежегодную пенсию в размере 10 фунтов (1 537 фунтов в эквиваленте 2025 года) для слепых, калек и всех лиц старше пятидесяти лет.
Финансировать эту систему Пейн предлагал за счет введения налога на наследство. Он особенно подчеркивал, что его предложение является «умеренным», «полностью просчитанным» по затратам и «принесет пользу всем, не причинив вреда никому».
Вторым видным сторонником идеи был Томас Спенс (1750–1814), радикальный реформатор и сторонник земельной реформы. Его судьба была связана с Пейном: в 1792 году Спенса заключили в тюрьму за продажу «Прав человека».
Спенс издавал еженедельник стоимостью в один пенни под названием «Свиное мясо; или уроки для свиного стада». Он публиковал его из своей лавки в Лондоне, которую называл «ульем свободы», по адресу: Литтл-Тернстайл, 8, Хай-Холборн. Название было сардонической отсылкой к фразе политика Эдмунда Бёрка, который презрительно назвал простой народ «свиным стадом».
В 1797 году Спенс опубликовал свой труд «Права младенцев». Прочитав «Аграрную справедливость» Пейна, он счел ее «презренным и оскорбительным предложением» и дополнил свою работу предисловием и заключением, в которых резко раскритиковал план Пейна.
Основной философский тезис Спенса гласил: «Земля является общей собственностью человечества». Исходя из этого, он предложил свой механизм финансирования базового дохода. Рента за землю должна была выплачиваться не аристократам-землевладельцам, а местной общине — приходу.
Полученный излишек доходов от земельной ренты, по плану Спенса, должен был распределяться «справедливо и поровну между всеми живыми душами в приходе». Принцип универсальности был доведен до абсолюта.
Право на выплаты имели все: «будь то мужчина или женщина; женатый или одинокий; законнорожденный или незаконнорожденный; от одного дня от роду до самого преклонного возраста». Спенс верил, что такая система не только искоренит бедность, но и приведет к фундаментальным политическим изменениям. По его мнению, она сделает правительство «по необходимости демократическим» и станет антитезой аристократии, ведь в то время менее пяти процентов населения Великобритании имели право голоса на выборах в парламент.

Изображение носит иллюстративный характер
Наибольший всплеск интереса к этой идее произошел в XVIII веке, особенно в революционные 1790-е годы. Радикальные преобразования во Франции вдохновили мыслителей в Англии на разработку собственных проектов справедливого общества. Два наиболее ярких примера принадлежат перу англоязычных авторов того периода.
Первым из них был Томас Пейн (1737–1809), англичанин по происхождению и один из отцов-основателей США. В своем труде «Права человека» (1791–1792) он впервые предложил ввести государственные выплаты для детей до пятнадцати лет и для людей старше пятидесяти.
Более детальный и амбициозный план Пейн изложил в памфлете «Аграрная справедливость», написанном в 1795 году. Этот текст был создан после того, как он чудом избежал казни во время якобинского террора во Франции. Памфлет стал прямым ответом на проповедь епископа Лландаффа, который теологически оправдывал существование бедности. Пейн утверждал: «Всякая проповедь, которая не ставит своей целью творить добро или делать Божье творение счастливым, — это нонсенс и лицемерие».
План Пейна предусматривал два вида выплат. Во-первых, единовременную сумму в размере 15 фунтов стерлингов каждому человеку по достижении двадцати одного года, что в эквиваленте 2025 года составляет 2 306 фунтов. Во-вторых, ежегодную пенсию в размере 10 фунтов (1 537 фунтов в эквиваленте 2025 года) для слепых, калек и всех лиц старше пятидесяти лет.
Финансировать эту систему Пейн предлагал за счет введения налога на наследство. Он особенно подчеркивал, что его предложение является «умеренным», «полностью просчитанным» по затратам и «принесет пользу всем, не причинив вреда никому».
Вторым видным сторонником идеи был Томас Спенс (1750–1814), радикальный реформатор и сторонник земельной реформы. Его судьба была связана с Пейном: в 1792 году Спенса заключили в тюрьму за продажу «Прав человека».
Спенс издавал еженедельник стоимостью в один пенни под названием «Свиное мясо; или уроки для свиного стада». Он публиковал его из своей лавки в Лондоне, которую называл «ульем свободы», по адресу: Литтл-Тернстайл, 8, Хай-Холборн. Название было сардонической отсылкой к фразе политика Эдмунда Бёрка, который презрительно назвал простой народ «свиным стадом».
В 1797 году Спенс опубликовал свой труд «Права младенцев». Прочитав «Аграрную справедливость» Пейна, он счел ее «презренным и оскорбительным предложением» и дополнил свою работу предисловием и заключением, в которых резко раскритиковал план Пейна.
Основной философский тезис Спенса гласил: «Земля является общей собственностью человечества». Исходя из этого, он предложил свой механизм финансирования базового дохода. Рента за землю должна была выплачиваться не аристократам-землевладельцам, а местной общине — приходу.
Полученный излишек доходов от земельной ренты, по плану Спенса, должен был распределяться «справедливо и поровну между всеми живыми душами в приходе». Принцип универсальности был доведен до абсолюта.
Право на выплаты имели все: «будь то мужчина или женщина; женатый или одинокий; законнорожденный или незаконнорожденный; от одного дня от роду до самого преклонного возраста». Спенс верил, что такая система не только искоренит бедность, но и приведет к фундаментальным политическим изменениям. По его мнению, она сделает правительство «по необходимости демократическим» и станет антитезой аристократии, ведь в то время менее пяти процентов населения Великобритании имели право голоса на выборах в парламент.