37-летний британский визуальный дизайнер Оливер Макканн, выступающий под псевдонимом imoliver, не имеет музыкального таланта. Он сам это признает: «Я не умею ни петь, ни играть на инструментах». Несмотря на это, Макканн использует чат-бота для создания треков в жанрах инди-поп, электро-соул и кантри-рэп, часто генерируя до 100 версий одной песни. Один из его треков набрал 3 миллиона прослушиваний, что привело к подписанию контракта с независимым лейблом Hallwood Media. Это стало первым случаем, когда музыкальный лейбл заключил соглашение с автором, создающим музыку исключительно с помощью искусственного интеллекта.

Макканн — не единственный представитель новой волны создателей. 56-летний Скотт Смит из Портленда, штат Орегон, бывший офицер по связям с общественностью ВМС США, основал ИИ-группу Pulse Empire, вдохновляясь британскими коллективами 1980-х, такими как New Order и Depeche Mode. На написание текста у него уходит 10 минут, после чего он тратит от 8 до 9 часов на генерацию различных версий трека с помощью нейросетей. В то же время Лукас Рамс из Филадельфии, бывший барабанщик школьной группы, создал под именем Sleeping With Wolves уже три полноценных альбома в жанрах металкор и EDM. Он отмечает, что тексты, сгенерированные ИИ, часто «невероятно банальны» и злоупотребляют повторяющимися словами, такими как «неон» и «тени».
Движущей силой этого явления стали инструменты генерации песен, такие как Suno и Udio. Их популярность резко возросла после вирусного успеха Velvet Sundown — вымышленной группы, чьи песни, тексты и даже обложки альбомов были полностью созданы искусственным интеллектом. Это породило два противоположных взгляда на технологию: одни видят в ней демократизацию творчества, позволяющую любому стать музыкантом, другие опасаются появления «ИИ-шлака» — массового потока низкокачественного, автоматически сгенерированного контента, который обесценит музыку.
Индустрия, чей мировой оборот оценивается в $29,6 миллиарда (из которых около $20 миллиардов приходится на стриминг), уже ощущает изменения. Стриминговый сервис Deezer подсчитал, что 18% песен, ежедневно загружаемых на платформу, созданы исключительно нейросетями. Однако компания уточняет, что на эти треки приходится «ничтожно малая доля от общего числа прослушиваний». Сервис Spotify пока не публиковал никаких данных о доле ИИ-музыки на своей платформе.
В ответ на распространение технологии крупнейшие игроки рынка перешли к юридическим действиям. В прошлом году три главных звукозаписывающих лейбла — Sony Music Entertainment, Universal Music Group и Warner Records — подали иски против Suno и Udio, обвинив их в нарушении авторских прав. В июне стало известно, что стороны начали переговоры о возможном урегулировании и выработке правил выплат артистам, чьи работы использовались для обучения нейросетей.
Параллельно немецкое общество по сбору авторских отчислений GEMA подало в суд на Suno, утверждая, что сервис генерирует музыку, схожую с защищенными авторским правом песнями. В качестве примеров приводились треки «Mambo No. 5» Лу Беги и «Forever Young» группы Alphaville.
Музыкальное сообщество раскололось. Более 1000 музыкантов, включая Кейт Буш, Энни Леннокс и Деймона Албарна, выпустили беззвучный альбом в знак протеста против предлагаемых изменений в законодательстве Великобритании об ИИ. В то же время такие артисты, как , Timbaland и Имоджен Хип, открыто экспериментируют с нейросетями и видят в них новый творческий инструмент. Сторонники технологии утверждают, что текущая паника напоминает споры прошлого вокруг появления драм-машин, синтезаторов и технологии AutoTune, которые со временем стали неотъемлемой частью музыки.
Джош Антонуччи, директор Школы медиаискусств и исследований Университета Огайо, описывает происходящее как «тотальный бум» и «цунами», предсказывая, что количество ИИ-музыки будет «расти в геометрической прогрессии». Текущую ситуацию он называет фазой «Дикого Запада» из-за отсутствия юридической ясности в вопросах авторского права. Антонуччи сравнивает это с эпохой файлообменных сетей вроде Napster, юридические баталии вокруг которых в итоге привели к становлению современной модели стриминговых сервисов.
Сам Оливер Макканн уверен, что мир вступает в эпоху, где «любой человек, где угодно, сможет создать следующий большой хит». Он прогнозирует, что в будущем музыка, созданная искусственным интеллектом, будет признана формой искусства и займет свое место в официальных музыкальных чартах.

Изображение носит иллюстративный характер
Макканн — не единственный представитель новой волны создателей. 56-летний Скотт Смит из Портленда, штат Орегон, бывший офицер по связям с общественностью ВМС США, основал ИИ-группу Pulse Empire, вдохновляясь британскими коллективами 1980-х, такими как New Order и Depeche Mode. На написание текста у него уходит 10 минут, после чего он тратит от 8 до 9 часов на генерацию различных версий трека с помощью нейросетей. В то же время Лукас Рамс из Филадельфии, бывший барабанщик школьной группы, создал под именем Sleeping With Wolves уже три полноценных альбома в жанрах металкор и EDM. Он отмечает, что тексты, сгенерированные ИИ, часто «невероятно банальны» и злоупотребляют повторяющимися словами, такими как «неон» и «тени».
Движущей силой этого явления стали инструменты генерации песен, такие как Suno и Udio. Их популярность резко возросла после вирусного успеха Velvet Sundown — вымышленной группы, чьи песни, тексты и даже обложки альбомов были полностью созданы искусственным интеллектом. Это породило два противоположных взгляда на технологию: одни видят в ней демократизацию творчества, позволяющую любому стать музыкантом, другие опасаются появления «ИИ-шлака» — массового потока низкокачественного, автоматически сгенерированного контента, который обесценит музыку.
Индустрия, чей мировой оборот оценивается в $29,6 миллиарда (из которых около $20 миллиардов приходится на стриминг), уже ощущает изменения. Стриминговый сервис Deezer подсчитал, что 18% песен, ежедневно загружаемых на платформу, созданы исключительно нейросетями. Однако компания уточняет, что на эти треки приходится «ничтожно малая доля от общего числа прослушиваний». Сервис Spotify пока не публиковал никаких данных о доле ИИ-музыки на своей платформе.
В ответ на распространение технологии крупнейшие игроки рынка перешли к юридическим действиям. В прошлом году три главных звукозаписывающих лейбла — Sony Music Entertainment, Universal Music Group и Warner Records — подали иски против Suno и Udio, обвинив их в нарушении авторских прав. В июне стало известно, что стороны начали переговоры о возможном урегулировании и выработке правил выплат артистам, чьи работы использовались для обучения нейросетей.
Параллельно немецкое общество по сбору авторских отчислений GEMA подало в суд на Suno, утверждая, что сервис генерирует музыку, схожую с защищенными авторским правом песнями. В качестве примеров приводились треки «Mambo No. 5» Лу Беги и «Forever Young» группы Alphaville.
Музыкальное сообщество раскололось. Более 1000 музыкантов, включая Кейт Буш, Энни Леннокс и Деймона Албарна, выпустили беззвучный альбом в знак протеста против предлагаемых изменений в законодательстве Великобритании об ИИ. В то же время такие артисты, как , Timbaland и Имоджен Хип, открыто экспериментируют с нейросетями и видят в них новый творческий инструмент. Сторонники технологии утверждают, что текущая паника напоминает споры прошлого вокруг появления драм-машин, синтезаторов и технологии AutoTune, которые со временем стали неотъемлемой частью музыки.
Джош Антонуччи, директор Школы медиаискусств и исследований Университета Огайо, описывает происходящее как «тотальный бум» и «цунами», предсказывая, что количество ИИ-музыки будет «расти в геометрической прогрессии». Текущую ситуацию он называет фазой «Дикого Запада» из-за отсутствия юридической ясности в вопросах авторского права. Антонуччи сравнивает это с эпохой файлообменных сетей вроде Napster, юридические баталии вокруг которых в итоге привели к становлению современной модели стриминговых сервисов.
Сам Оливер Макканн уверен, что мир вступает в эпоху, где «любой человек, где угодно, сможет создать следующий большой хит». Он прогнозирует, что в будущем музыка, созданная искусственным интеллектом, будет признана формой искусства и займет свое место в официальных музыкальных чартах.