Ssylka

Нейросетевые хиты и битва за будущее музыки

37-летний британский визуальный дизайнер Оливер Макканн, выступающий под псевдонимом imoliver, не имеет музыкального таланта. Он сам это признает: «Я не умею ни петь, ни играть на инструментах». Несмотря на это, Макканн использует чат-бота для создания треков в жанрах инди-поп, электро-соул и кантри-рэп, часто генерируя до 100 версий одной песни. Один из его треков набрал 3 миллиона прослушиваний, что привело к подписанию контракта с независимым лейблом Hallwood Media. Это стало первым случаем, когда музыкальный лейбл заключил соглашение с автором, создающим музыку исключительно с помощью искусственного интеллекта.
Нейросетевые хиты и битва за будущее музыки
Изображение носит иллюстративный характер

Макканн — не единственный представитель новой волны создателей. 56-летний Скотт Смит из Портленда, штат Орегон, бывший офицер по связям с общественностью ВМС США, основал ИИ-группу Pulse Empire, вдохновляясь британскими коллективами 1980-х, такими как New Order и Depeche Mode. На написание текста у него уходит 10 минут, после чего он тратит от 8 до 9 часов на генерацию различных версий трека с помощью нейросетей. В то же время Лукас Рамс из Филадельфии, бывший барабанщик школьной группы, создал под именем Sleeping With Wolves уже три полноценных альбома в жанрах металкор и EDM. Он отмечает, что тексты, сгенерированные ИИ, часто «невероятно банальны» и злоупотребляют повторяющимися словами, такими как «неон» и «тени».

Движущей силой этого явления стали инструменты генерации песен, такие как Suno и Udio. Их популярность резко возросла после вирусного успеха Velvet Sundown — вымышленной группы, чьи песни, тексты и даже обложки альбомов были полностью созданы искусственным интеллектом. Это породило два противоположных взгляда на технологию: одни видят в ней демократизацию творчества, позволяющую любому стать музыкантом, другие опасаются появления «ИИ-шлака» — массового потока низкокачественного, автоматически сгенерированного контента, который обесценит музыку.

Индустрия, чей мировой оборот оценивается в $29,6 миллиарда (из которых около $20 миллиардов приходится на стриминг), уже ощущает изменения. Стриминговый сервис Deezer подсчитал, что 18% песен, ежедневно загружаемых на платформу, созданы исключительно нейросетями. Однако компания уточняет, что на эти треки приходится «ничтожно малая доля от общего числа прослушиваний». Сервис Spotify пока не публиковал никаких данных о доле ИИ-музыки на своей платформе.

В ответ на распространение технологии крупнейшие игроки рынка перешли к юридическим действиям. В прошлом году три главных звукозаписывающих лейбла — Sony Music Entertainment, Universal Music Group и Warner Records — подали иски против Suno и Udio, обвинив их в нарушении авторских прав. В июне стало известно, что стороны начали переговоры о возможном урегулировании и выработке правил выплат артистам, чьи работы использовались для обучения нейросетей.

Параллельно немецкое общество по сбору авторских отчислений GEMA подало в суд на Suno, утверждая, что сервис генерирует музыку, схожую с защищенными авторским правом песнями. В качестве примеров приводились треки «Mambo No. 5» Лу Беги и «Forever Young» группы Alphaville.

Музыкальное сообщество раскололось. Более 1000 музыкантов, включая Кейт Буш, Энни Леннокс и Деймона Албарна, выпустили беззвучный альбом в знак протеста против предлагаемых изменений в законодательстве Великобритании об ИИ. В то же время такие артисты, как , Timbaland и Имоджен Хип, открыто экспериментируют с нейросетями и видят в них новый творческий инструмент. Сторонники технологии утверждают, что текущая паника напоминает споры прошлого вокруг появления драм-машин, синтезаторов и технологии AutoTune, которые со временем стали неотъемлемой частью музыки.

Джош Антонуччи, директор Школы медиаискусств и исследований Университета Огайо, описывает происходящее как «тотальный бум» и «цунами», предсказывая, что количество ИИ-музыки будет «расти в геометрической прогрессии». Текущую ситуацию он называет фазой «Дикого Запада» из-за отсутствия юридической ясности в вопросах авторского права. Антонуччи сравнивает это с эпохой файлообменных сетей вроде Napster, юридические баталии вокруг которых в итоге привели к становлению современной модели стриминговых сервисов.

Сам Оливер Макканн уверен, что мир вступает в эпоху, где «любой человек, где угодно, сможет создать следующий большой хит». Он прогнозирует, что в будущем музыка, созданная искусственным интеллектом, будет признана формой искусства и займет свое место в официальных музыкальных чартах.


Новое на сайте

18585Портативный звук JBL по рекордно низкой цене 18584Воин-крокодил триаса: находка в Бразилии связала континенты 18583Опиум как повседневность древнего Египта 18582Двойной удар по лекарственно-устойчивой малярии 18581Почему взрыв массивной звезды асимметричен в первые мгновения? 18580Почему самые удобные для поиска жизни звезды оказались наиболее враждебными? 18579Смертоносные вспышки красных карликов угрожают обитаемым мирам 18578Почему самый активный подводный вулкан тихого океана заставил ученых пересмотреть дату... 18577Вспышка на солнце сорвала запуск ракеты New Glenn к Марсу 18576Как фишинг-платформа Lighthouse заработала миллиард долларов и почему Google подала на... 18575Почему космический мусор стал реальной угрозой для пилотируемых миссий? 18574Зеленый свидетель: как мох помогает раскрывать преступления 18573Инфраструктурная гонка ИИ: Anthropic инвестирует $50 миллиардов для Claude 18572Кровь активных мышей омолодила мозг ленивых сородичей 18571Как легализация ставок превратила азарт в повседневную угрозу?