Гранат (

В медицине гранат имеет долгую историю как универсальное средство. Натуралист первого века Плиний Старший считал его панацеей, перечислив в качестве ключевого ингредиента для 26 различных лекарств. Позднее травник Джон Джерард давал инструкции по использованию всех частей растения — сока, цветов, кожуры и семян — для лечения болезней желудка, дизентерии, проблем с зубами, ран и менструальных недомоганий.
Противоречивость его применения объясняется гуморальной теорией, согласно которой болезни возникали из-за дисбаланса тепла, холода, влаги или сухости. Врач Диоскорид в своем труде
В греческой мифологии гранат является священным символом, связанным с любовью, браком и подземным миром. Афиней в своем труде
Наиболее известный миф связан с Персефоной и Аидом, изложенный в гомеровском «Гимне к Деметре» (ок. VII в. до н. э.). Аид похищает Персефону, и ее мать Деметра в горе вызывает на земле голод. Зевс постановляет, что Персефона может вернуться, если ничего не ела в подземном мире. Однако Аид дает ей гранатовые зерна, которые она съедает, тем самым привязывая себя к нему как его жена на часть года. Персефона утверждает, что Аид «заставил меня вкусить его биэ [силой]».
Однако миф многослоен. Зерна были даны «тайно», а сам плод назван «медово-сладким», что намекает на искушение и, возможно, на собственное желание Персефоны. Ученый Джон Л. Майерс в статье «Персефона и гранат» предположил, что Аид мог использовать плод как любовное приворотное средство. Эта двойственность отражена в картине Данте Габриэля Россетти «Прозерпина» (1878), где богиня задумчиво держит в руке роковой плод.
В авраамических традициях символизм граната эволюционирует, сохраняя связь с любовью, но приобретая значения божественного присутствия и святости. В «Песни Песней» (4:3) говорится: «Виски твои за кудрями твоими — как половинки гранатового яблока», что подчеркивает красоту возлюбленной. Цветущие гранатовые деревья символизируют возможность брака, что перекликается с мифом о Персефоне.
По мнению ученого Асафа Гура, основная библейская роль граната — эстетическая, но его форма несет глубокий символический смысл. В книге Исход (28:33–35) предписано вышивать гранаты синего, пурпурного и алого цвета на подоле одеяния первосвященника. В 3-й книге Царств (7:17–21) гранатами украшены бронзовые капители колонн храма. В каббалистической мысли XIII века Моше де Леон в «Сефер ха-Римон» («Книга граната») пишет, что плод является знаком
В искусстве эпохи Возрождения гранат становится многомерным символом, представляющим царскую власть, целомудрие, единство Церкви и Воскресение Христа. По словам Хоуп Джонстон, в Англии XVI века он украшал королевские грамоты и рукописи. Для Екатерины Арагонской (1485–1536), первой жены Генриха VIII,
В итальянской живописи Сандро Боттичелли в своей работе «Мадонна с гранатом» (
В картине «Мадонна Дрейфуса» (1475–1480), приписываемой Леонардо да Винчи или Лоренцо ди Креди, Мария держит раскрытый гранат, а младенец Христос протягивает ей зернышко. Уильям Суида трактовал это как отсылку к метафоре Папы Григория I, сравнивавшего гранат с единством Церкви. Джеймс Холл видел в этом символе Воскресение Христа, проводя параллель с мифами о возвращении Персефоны или возрождении Диониса.
Punica granatum
) в истории культуры играет множество ролей, часто противоречащих друг другу. Он выступает виновником заточения богини, эмблемой влюбленных и подземного мира, сосудом божественной тайны и универсальным лекарством. 
Изображение носит иллюстративный характер
В медицине гранат имеет долгую историю как универсальное средство. Натуралист первого века Плиний Старший считал его панацеей, перечислив в качестве ключевого ингредиента для 26 различных лекарств. Позднее травник Джон Джерард давал инструкции по использованию всех частей растения — сока, цветов, кожуры и семян — для лечения болезней желудка, дизентерии, проблем с зубами, ран и менструальных недомоганий.
Противоречивость его применения объясняется гуморальной теорией, согласно которой болезни возникали из-за дисбаланса тепла, холода, влаги или сухости. Врач Диоскорид в своем труде
De Materia Medica
(40–90 гг. н. э.) утверждал, что сладкий гранат производит в желудке жар и не должен использоваться при лихорадке. Однако травник XVI века Ремберт Додунс, наоборот, хвалил его сок за охлаждающее действие на желудок. Это противоречие разрешил Иеронимус Бок в своей книге Kreüter Buch
, указав на различия между сортами граната. Современное исследование А. Р. Руиса подтверждает, что в ранней медицине гранат часто рассматривался как растение, способное восстанавливать баланс между противоположными состояниями. Иллюстрацией связи плода с человеческим телом служит цветной чернильный рисунок (ок. 1923 г.) по работе Дж. Б. Делла Порта, где гранат изображен в виде человеческой челюсти. В греческой мифологии гранат является священным символом, связанным с любовью, браком и подземным миром. Афиней в своем труде
Deipnosophistae
пишет, что Афродита (Венера) лично посадила первое гранатовое дерево на острове Кипр, сделав его символом красоты. Павсаний описывает статую Геры в Афинах, держащую в руке гранат, и называет значение этого плода aporrhetoteros logos
— «историей, рассказанной под строгим запретом молчания». Ученый Карл Кереньи в книге Элевсин: архетипический образ матери и дочери
утверждает, что это молчание лишь усиливает значимость плода как объекта поклонения, что подтверждается найденными в святилище Геры вотивными подношениями в виде терракотовых гранатов. Наиболее известный миф связан с Персефоной и Аидом, изложенный в гомеровском «Гимне к Деметре» (ок. VII в. до н. э.). Аид похищает Персефону, и ее мать Деметра в горе вызывает на земле голод. Зевс постановляет, что Персефона может вернуться, если ничего не ела в подземном мире. Однако Аид дает ей гранатовые зерна, которые она съедает, тем самым привязывая себя к нему как его жена на часть года. Персефона утверждает, что Аид «заставил меня вкусить его биэ [силой]».
Однако миф многослоен. Зерна были даны «тайно», а сам плод назван «медово-сладким», что намекает на искушение и, возможно, на собственное желание Персефоны. Ученый Джон Л. Майерс в статье «Персефона и гранат» предположил, что Аид мог использовать плод как любовное приворотное средство. Эта двойственность отражена в картине Данте Габриэля Россетти «Прозерпина» (1878), где богиня задумчиво держит в руке роковой плод.
В авраамических традициях символизм граната эволюционирует, сохраняя связь с любовью, но приобретая значения божественного присутствия и святости. В «Песни Песней» (4:3) говорится: «Виски твои за кудрями твоими — как половинки гранатового яблока», что подчеркивает красоту возлюбленной. Цветущие гранатовые деревья символизируют возможность брака, что перекликается с мифом о Персефоне.
По мнению ученого Асафа Гура, основная библейская роль граната — эстетическая, но его форма несет глубокий символический смысл. В книге Исход (28:33–35) предписано вышивать гранаты синего, пурпурного и алого цвета на подоле одеяния первосвященника. В 3-й книге Царств (7:17–21) гранатами украшены бронзовые капители колонн храма. В каббалистической мысли XIII века Моше де Леон в «Сефер ха-Римон» («Книга граната») пишет, что плод является знаком
Шхины
(присутствия Бога), а его семена символизируют все заповеди, напоминая, что даже «пустые» люди полны добрых дел, как гранат полон зерен. В искусстве эпохи Возрождения гранат становится многомерным символом, представляющим царскую власть, целомудрие, единство Церкви и Воскресение Христа. По словам Хоуп Джонстон, в Англии XVI века он украшал королевские грамоты и рукописи. Для Екатерины Арагонской (1485–1536), первой жены Генриха VIII,
гранада
была личной эмблемой, символизирующей ее испанское происхождение и победу «католических монархов» над маврами. В итальянской живописи Сандро Боттичелли в своей работе «Мадонна с гранатом» (
Madonna della Melagrana
, 1487) изображает Деву Марию, держащую младенца Иисуса и гранат. Для Марии это символ целомудрия, а для Христа, созерцающего плод, — пророчество о его будущей смерти и Воскресении. В картине «Мадонна Дрейфуса» (1475–1480), приписываемой Леонардо да Винчи или Лоренцо ди Креди, Мария держит раскрытый гранат, а младенец Христос протягивает ей зернышко. Уильям Суида трактовал это как отсылку к метафоре Папы Григория I, сравнивавшего гранат с единством Церкви. Джеймс Холл видел в этом символе Воскресение Христа, проводя параллель с мифами о возвращении Персефоны или возрождении Диониса.