Элон Маск, некогда воспринимаемый как «изобретатель нашего времени» и «архитектор будущего», сейчас столкнулся с серьезным ущербом для бренда Tesla. За первые месяцы 2024 года продажи компании резко упали, а прибыль сократилась в три раза. Вызвано это одновременно рядом скандалов и резкой реакцией общественности, особенно на фоне поддержки Маском крайне правых политиков в Европе.
На рынке появились протесты и бойкоты Tesla — в Милане активисты повесили чучело Маска, в Берлине на заводе проецировали его с нацистским приветствием, а в Лондоне появились плакаты с надписью «Swasticars» — игра слов, связывающая бренд с нацизмом. Все это привело к падению европейских продаж на 39% в первом квартале, причем в Германии этот показатель составил 62%. В США доля рынка электромобилей Tesla уменьшилась с двух третей до менее половины.
Маск объясняет спад продаж техническими проблемами, в частности, остановками на заводе из-за обновления Model Y, но эксперты не согласны. Так, аналитик Дэн Айвс из Wedbush Securities написал о «крупном кризисе», а JPMorgan предупредил об «беспрецедентном ущербе бренду». В итоге Tesla впервые за 12 лет ожидает снижение продаж за календарный год — ранее такого не было.
Замедление бизнеса происходит на фоне нарастающей конкуренции. Китайская компания BYD представила батареи с зарядкой за считанные минуты, а европейские автопроизводители запускают модели с технологическими решениями, схожими с Tesla. Кроме того, Tesla теряет позиции в развитии автономных технологий: компания Алфабет с сервисом Waymo уже предлагает миллионы поездок без водителя в нескольких американских городах, включая Сан-Франциско и Остин. План Маска запустить полностью автономные такси без руля и педалей в Остине в июне 2024 года вызывает сомнения из-за постоянных переносов сроков и расследований безопасности автопилота Tesla.
Среди положительных моментов выделяется локализация производства Tesla, которая минимизирует тарифные риски, и успехи в сегменте хранения энергии — о чем заявил Маск в квартальном отчете. Также запланирован выпуск более дешевого Model Y в первой половине 2024 года. Маск пообещал производство 5000 роботов Optimus к концу года.
Однако финансовые показатели Tesla остаются напряженными. Акции упали на 50% с максимумов декабря 2023 года, но цена акции все еще оценивается в 110-кратный мультипликатор ожидаемой прибыли, что в 25 раз выше, чем у General Motors, и гораздо выше среднего по индексу S&P 500. Это означает, что инвесторы дают Tesla очень мало пространства для ошибок в условиях возросших рыночных рисков.
Таким образом, влияние Элонa Маска на бренд Tesla в 2024 году оказалось глубже и серьезнее, чем просто временный спад производства или изменение рыночных условий. Скандалы, политические позиции лидера и усиление конкуренции ставят перед компанией задачи, решение которых займет гораздо больше времени, чем первоначальные потери.
На рынке появились протесты и бойкоты Tesla — в Милане активисты повесили чучело Маска, в Берлине на заводе проецировали его с нацистским приветствием, а в Лондоне появились плакаты с надписью «Swasticars» — игра слов, связывающая бренд с нацизмом. Все это привело к падению европейских продаж на 39% в первом квартале, причем в Германии этот показатель составил 62%. В США доля рынка электромобилей Tesla уменьшилась с двух третей до менее половины.
Маск объясняет спад продаж техническими проблемами, в частности, остановками на заводе из-за обновления Model Y, но эксперты не согласны. Так, аналитик Дэн Айвс из Wedbush Securities написал о «крупном кризисе», а JPMorgan предупредил об «беспрецедентном ущербе бренду». В итоге Tesla впервые за 12 лет ожидает снижение продаж за календарный год — ранее такого не было.
Замедление бизнеса происходит на фоне нарастающей конкуренции. Китайская компания BYD представила батареи с зарядкой за считанные минуты, а европейские автопроизводители запускают модели с технологическими решениями, схожими с Tesla. Кроме того, Tesla теряет позиции в развитии автономных технологий: компания Алфабет с сервисом Waymo уже предлагает миллионы поездок без водителя в нескольких американских городах, включая Сан-Франциско и Остин. План Маска запустить полностью автономные такси без руля и педалей в Остине в июне 2024 года вызывает сомнения из-за постоянных переносов сроков и расследований безопасности автопилота Tesla.
Среди положительных моментов выделяется локализация производства Tesla, которая минимизирует тарифные риски, и успехи в сегменте хранения энергии — о чем заявил Маск в квартальном отчете. Также запланирован выпуск более дешевого Model Y в первой половине 2024 года. Маск пообещал производство 5000 роботов Optimus к концу года.
Однако финансовые показатели Tesla остаются напряженными. Акции упали на 50% с максимумов декабря 2023 года, но цена акции все еще оценивается в 110-кратный мультипликатор ожидаемой прибыли, что в 25 раз выше, чем у General Motors, и гораздо выше среднего по индексу S&P 500. Это означает, что инвесторы дают Tesla очень мало пространства для ошибок в условиях возросших рыночных рисков.
Таким образом, влияние Элонa Маска на бренд Tesla в 2024 году оказалось глубже и серьезнее, чем просто временный спад производства или изменение рыночных условий. Скандалы, политические позиции лидера и усиление конкуренции ставят перед компанией задачи, решение которых займет гораздо больше времени, чем первоначальные потери.