Ssylka

Дорожные полосы зелени: как обочины в Сингапуре стали убежищем для бабочек

Исследование, проведенное в Сингапуре командой из Наньянского технологического университета (NTU Singapore), показало: даже небольшие искусственные зеленые пространства вдоль городских дорог значительно увеличивают численность и разнообразие бабочек. Бабочки — ключевые опылители и индикаторы здоровья городских экосистем, а их присутствие указывает на устойчивость и биоразнообразие городской среды.

В исследовании, опубликованном в журнале Landscape and Urban Planning, было рассмотрено 101 дорожное озеленение, каждое длиной не менее 30 метров, вдоль крупных дорог с ограничением скорости от 50 до 70 км/ч. Большинство этих полос были засажены в основном не местными кустарниками и создавались искусственно. Руководила работой доцент Элеанор Слейд (Asian School of the Environment, NTU), соавторы — доцент Дженис Ли и научный сотрудник доктор Тхарака С. Приядаршана.

Участки дороги с большим количеством цветущих видов растений, где растения подстригались нечасто или выборочно, а высота растительности была переменной, наиболее благоприятно влияли на бабочек. «Большое разнообразие цветущих растений дает бабочкам разные источники нектара. Это привлекает больше видов, особенно тех, кто предпочитает широкий спектр цветов», — отмечает Элеанор Слейд.

Дорожные зеленые полосы функционируют как коридоры, соединяя бабочек с другими зелеными зонами города. Чем больше садов или парков в радиусе 500–1000 метров от полосы, тем богаче и многочисленнее становится сообщество бабочек.

Однако близость к оживленным дорогам негативно сказывается на насекомых. Высокая скорость и плотность движения увеличивают смертность бабочек из-за столкновений с машинами, а выхлопные газы и турбулентность воздуха затрудняют их поиск пищи и перемещение. Даже при этих условиях грамотное управление зелеными полосами — если скорость движения не превышает 70 км/ч — способно частично компенсировать ущерб от транспорта.

Менее частая или выборочная стрижка растительности создает более разнообразные микроклиматические условия — по температуре, влажности, освещенности, а также обеспечивает больше убежищ от хищников и ветра. При этом увеличивается и количество цветов, так как растениям дают зацвести. Противоположный подход — частая стрижка и равномерная высота — снижает численность и разнообразие бабочек, лишая их источников нектара и укрытий.

Бабочки используют эти полосы в основном для сбора нектара, крайне редко — для кладки яиц или отдыха, предпочитая для этого более спокойные и защищенные городские зеленые зоны. «Дорожные полосы дают бабочкам пищу, но для размножения и отдыха им нужны менее тревожные пространства вдали от интенсивного движения», — поясняет Тхарака С. Приядаршана.

Практические рекомендации, полученные в ходе работы, применимы даже в условиях ограниченного городского пространства — не требуется расширения дорог, достаточно увеличить разнообразие видов, реже подстригать и поддерживать разную высоту растений. К тому же, снижение частоты ухода может уменьшить расходы на обслуживание. Важно при этом учитывать требования безопасности: слишком высокая растительность на обочинах может ограничивать обзор водителям.

В случаях, когда скорость движения на дорогах превышает 70 км/ч, даже самые качественно обустроенные полосы зелени не способны полностью нивелировать негативное воздействие транспорта на бабочек.

С 1960-х годов Сингапур проводит масштабную программу озеленения, последовательно переходя от концепции «Город-сад» к стратегии «Город-природа». В последние годы всё больше дорожных полос превращаются в "nature ways" — посадки деревьев и кустарников, имитирующие лесные коридоры и способствующие перемещению дикой природы между парками.

Бабочки демонстрируют высокую адаптивность к городским условиям, играют важную роль в опылении и чувствительны к изменениям окружающей среды, что делает их ценным индикатором для оценки состояния экосистем. Благодаря своей заметности и узнаваемости они способствуют формированию общественного интереса к проблемам сохранения городской природы.

Исследование сингапурских ученых подтверждает: даже небольшие и грамотно обустроенные зеленые пространства вдоль дорог — эффективный инструмент поддержки городского биоразнообразия и формирования устойчивой городской среды.


Новое на сайте

15287Жидкость, восстанавливающая форму: нарушение законов термодинамики 15286Аркадия ведьм: загадка Чарльза годфри Леланда и её влияние на современную магию 15285Кто станет новым героем Звёздных войн в 2027 году? 15283Ануше Ансари | Почему космические исследования важны для Земли 15282Гизем Гумбуская | Синтетический морфогенез: самоконструирующиеся живые архитектуры по... 15281Как предпринимателю остаться хозяином своей судьбы? 15280Люси: путешествие к древним обломкам солнечной системы 15279Роберт Лиллис: извлеченные уроки для экономически эффективных исследований дальнего... 15278Почему супермен до сих пор остаётся символом надежды и морали? 15277Райан Гослинг в роли нового героя «Звёздных войн»: что известно о фильме Star Wars:... 15276Почему экваториальная Гвинея остаётся одной из самых закрытых и жестоких диктатур мира? 15275Почему морские слизни становятся ярче под солнцем? 15274Глен Вейль | Можем ли мы использовать ИИ для построения более справедливого общества? 15273Лириды: где и как увидеть древний звездопад в этом апреле? 15272Сдержит ли налог на однодневных туристов в Венеции наплыв гостей?