Ssylka

Дорожные полосы зелени: как обочины в Сингапуре стали убежищем для бабочек

Исследование, проведенное в Сингапуре командой из Наньянского технологического университета (NTU Singapore), показало: даже небольшие искусственные зеленые пространства вдоль городских дорог значительно увеличивают численность и разнообразие бабочек. Бабочки — ключевые опылители и индикаторы здоровья городских экосистем, а их присутствие указывает на устойчивость и биоразнообразие городской среды.
Дорожные полосы зелени: как обочины в Сингапуре стали убежищем для бабочек
Изображение носит иллюстративный характер

В исследовании, опубликованном в журнале Landscape and Urban Planning, было рассмотрено 101 дорожное озеленение, каждое длиной не менее 30 метров, вдоль крупных дорог с ограничением скорости от 50 до 70 км/ч. Большинство этих полос были засажены в основном не местными кустарниками и создавались искусственно. Руководила работой доцент Элеанор Слейд (Asian School of the Environment, NTU), соавторы — доцент Дженис Ли и научный сотрудник доктор Тхарака С. Приядаршана.

Участки дороги с большим количеством цветущих видов растений, где растения подстригались нечасто или выборочно, а высота растительности была переменной, наиболее благоприятно влияли на бабочек. «Большое разнообразие цветущих растений дает бабочкам разные источники нектара. Это привлекает больше видов, особенно тех, кто предпочитает широкий спектр цветов», — отмечает Элеанор Слейд.

Дорожные зеленые полосы функционируют как коридоры, соединяя бабочек с другими зелеными зонами города. Чем больше садов или парков в радиусе 500–1000 метров от полосы, тем богаче и многочисленнее становится сообщество бабочек.

Однако близость к оживленным дорогам негативно сказывается на насекомых. Высокая скорость и плотность движения увеличивают смертность бабочек из-за столкновений с машинами, а выхлопные газы и турбулентность воздуха затрудняют их поиск пищи и перемещение. Даже при этих условиях грамотное управление зелеными полосами — если скорость движения не превышает 70 км/ч — способно частично компенсировать ущерб от транспорта.

Менее частая или выборочная стрижка растительности создает более разнообразные микроклиматические условия — по температуре, влажности, освещенности, а также обеспечивает больше убежищ от хищников и ветра. При этом увеличивается и количество цветов, так как растениям дают зацвести. Противоположный подход — частая стрижка и равномерная высота — снижает численность и разнообразие бабочек, лишая их источников нектара и укрытий.

Бабочки используют эти полосы в основном для сбора нектара, крайне редко — для кладки яиц или отдыха, предпочитая для этого более спокойные и защищенные городские зеленые зоны. «Дорожные полосы дают бабочкам пищу, но для размножения и отдыха им нужны менее тревожные пространства вдали от интенсивного движения», — поясняет Тхарака С. Приядаршана.

Практические рекомендации, полученные в ходе работы, применимы даже в условиях ограниченного городского пространства — не требуется расширения дорог, достаточно увеличить разнообразие видов, реже подстригать и поддерживать разную высоту растений. К тому же, снижение частоты ухода может уменьшить расходы на обслуживание. Важно при этом учитывать требования безопасности: слишком высокая растительность на обочинах может ограничивать обзор водителям.

В случаях, когда скорость движения на дорогах превышает 70 км/ч, даже самые качественно обустроенные полосы зелени не способны полностью нивелировать негативное воздействие транспорта на бабочек.

С 1960-х годов Сингапур проводит масштабную программу озеленения, последовательно переходя от концепции «Город-сад» к стратегии «Город-природа». В последние годы всё больше дорожных полос превращаются в "nature ways" — посадки деревьев и кустарников, имитирующие лесные коридоры и способствующие перемещению дикой природы между парками.

Бабочки демонстрируют высокую адаптивность к городским условиям, играют важную роль в опылении и чувствительны к изменениям окружающей среды, что делает их ценным индикатором для оценки состояния экосистем. Благодаря своей заметности и узнаваемости они способствуют формированию общественного интереса к проблемам сохранения городской природы.

Исследование сингапурских ученых подтверждает: даже небольшие и грамотно обустроенные зеленые пространства вдоль дорог — эффективный инструмент поддержки городского биоразнообразия и формирования устойчивой городской среды.


Новое на сайте

18587Как одна ошибка в коде открыла для хакеров 54 000 файрволов WatchGuard? 18586Криптовалютный червь: как десятки тысяч фейковых пакетов наводнили npm 18585Портативный звук JBL по рекордно низкой цене 18584Воин-крокодил триаса: находка в Бразилии связала континенты 18583Опиум как повседневность древнего Египта 18582Двойной удар по лекарственно-устойчивой малярии 18581Почему взрыв массивной звезды асимметричен в первые мгновения? 18580Почему самые удобные для поиска жизни звезды оказались наиболее враждебными? 18579Смертоносные вспышки красных карликов угрожают обитаемым мирам 18578Почему самый активный подводный вулкан тихого океана заставил ученых пересмотреть дату... 18577Вспышка на солнце сорвала запуск ракеты New Glenn к Марсу 18576Как фишинг-платформа Lighthouse заработала миллиард долларов и почему Google подала на... 18575Почему космический мусор стал реальной угрозой для пилотируемых миссий? 18574Зеленый свидетель: как мох помогает раскрывать преступления 18573Инфраструктурная гонка ИИ: Anthropic инвестирует $50 миллиардов для Claude