Ssylka

Скандальный процесс Scopes: противостояние науки и веры

В марте 1925 года в Теннесси был принят закон Батлера, запрещавший преподавание теории, согласно которой человечество произошло от низших форм жизни, так как это противоречило библейскому повествованию о божественном сотворении.
Скандальный процесс Scopes: противостояние науки и веры
Изображение носит иллюстративный характер

В рекламных интересах города Дейтон местные лидеры убедили молодого учителя Джона Т. Скоупса, 24-летнего выпускника педагогического курса, стать подсудимым в деле против закона. Его арест произошёл 9 мая 1925 года, а судебное разбирательство началось 10 июля того же года.

Труды Чарльза Дарвина, опубликованные в «Происхождении видов» в 1859 году, перевернули представления о происхождении видов, противореча буквальному прочтению библейского сотворения. Фундаменталистские христиане начала XX века активно сопротивлялись новым идеям, что стимулировало создание антиэволюционных законов.

Процесс, получивший прозвище «обезьяньего», превратился в восьмидневное публичное явление с участием около 1000 зрителей ежедневно и репортажами свыше 100 газет. На стороне обвинения выступил Уильям Дженнингс Брайан – бывший государственный секретарь, трёхкратный кандидат в президенты и депутат, известный своей поддержкой буквального понимания Библии.

Кларенс Дарроу, один из ведущих защитников своего времени, взялся за защиту Скоупса. В ходе допроса Брайан признал, что некоторые библейские отрывки можно интерпретировать образно, что подорвало уверенность оппонентов. Всего за менее чем 10 минут обсуждения жюри вынесло виновный приговор, наложив штраф в размере 100 долларов, впоследствии отменённый Верховным судом Теннесси по технической причине.

Невзирая на вердикт, процесс способствовал широкому общественному интересу к эволюционной теории, а более 20 законопроектов, направленных на ограничение преподавания эволюции, были отклонены в законодательных органах по всей стране. Через четыре десятилетия Теннесси отменил закон Батлера, что стало важным этапом в изменении отношения к научным теориям.

В 1960-х годах, при поддержке ACLU, против законодательства, запрещавшего преподавание эволюции, был подан амикус-бриф, что привело к решению Верховного суда США о нарушении закона положений Первой поправки. В 2005 году федеральный суд в Пенсильвании запретил преподавание «интеллектуального замысла», определив его как религиозное воззрение, а не научно обоснованную теорию.

Современные дискуссии в области образования продолжают отражать противоречие между религиозными убеждениями и научной картиной мира. Так, в Западной Вирджинии в прошлом году был принят закон, позволяющий учителям отвечать на вопросы студентов о «научных теориях происхождения Вселенной и жизни», а изменения учебных программ в Техасе, включающие библейские ссылки и задания по запоминанию последовательности творения, вызывают оживлённые споры среди педагогов и законодателей.


Новое на сайте