В 1511 году в Мекке произошло беспрецедентное событие – местные власти запретили употребление кофе, объявив его угрозой религии и общественному порядку. Правитель города Хайр-бег издал указ, поддержанный улемами, которые вынесли фетву, признающую кофе харамом – запретным для мусульман напитком.

История кофе в исламском мире началась в XV веке, когда через Йемен из Эфиопии этот напиток попал в Аравию. Первыми его стали использовать суфийские монахи, которым кофе помогал сохранять бодрость во время длительных ночных молитв.
Растущая популярность кофеен в Мекке вызвала серьезное беспокойство властей. Эти заведения стали центрами социальной жизни, где люди собирались для общения, обсуждения новостей и политических вопросов. Хайр-бег увидел в этом прямую угрозу своей власти, опасаясь, что кофейни могут стать местом сбора оппозиции.
Для подтверждения вредоносности напитка был проведен показательный эксперимент: осужденному дали выпить кофе, чтобы проверить его опьяняющие свойства. Власти провели публичные акции против употребления кофе, ввели штрафы и наказания для нарушителей запрета.
Однако уже в 1512 году султан аль-Гаури, правитель Мамлюкского султаната Каира, отменил этот запрет. Решение было принято после тщательного обсуждения с советом богословов и врачей, которые не нашли в кофе ничего противоречащего исламским законам.
Недавно обнаруженная рукопись XVI века содержит интересный рецепт «очищающего отвара», включающего кофе, имбирь и корицу, что свидетельствует о быстрой интеграции напитка в местную культуру после отмены запрета. Османский историк Печеви также подтвердил эти события в своих записях.
После снятия запрета популярность кофе стремительно росла. К середине XVI века кофейни открылись в Стамбуле, Дамаске и Каире, а к XVII веку напиток добрался до Европы, став неотъемлемой частью мировой культуры потребления.

Изображение носит иллюстративный характер
История кофе в исламском мире началась в XV веке, когда через Йемен из Эфиопии этот напиток попал в Аравию. Первыми его стали использовать суфийские монахи, которым кофе помогал сохранять бодрость во время длительных ночных молитв.
Растущая популярность кофеен в Мекке вызвала серьезное беспокойство властей. Эти заведения стали центрами социальной жизни, где люди собирались для общения, обсуждения новостей и политических вопросов. Хайр-бег увидел в этом прямую угрозу своей власти, опасаясь, что кофейни могут стать местом сбора оппозиции.
Для подтверждения вредоносности напитка был проведен показательный эксперимент: осужденному дали выпить кофе, чтобы проверить его опьяняющие свойства. Власти провели публичные акции против употребления кофе, ввели штрафы и наказания для нарушителей запрета.
Однако уже в 1512 году султан аль-Гаури, правитель Мамлюкского султаната Каира, отменил этот запрет. Решение было принято после тщательного обсуждения с советом богословов и врачей, которые не нашли в кофе ничего противоречащего исламским законам.
Недавно обнаруженная рукопись XVI века содержит интересный рецепт «очищающего отвара», включающего кофе, имбирь и корицу, что свидетельствует о быстрой интеграции напитка в местную культуру после отмены запрета. Османский историк Печеви также подтвердил эти события в своих записях.
После снятия запрета популярность кофе стремительно росла. К середине XVI века кофейни открылись в Стамбуле, Дамаске и Каире, а к XVII веку напиток добрался до Европы, став неотъемлемой частью мировой культуры потребления.