Космический корабль «Орион» миссии Artemis II ожидает важнейшее испытание: ручное управление. Это станет первым пилотируемым полетом программы «Артемида», направленным на оценку возможностей корабля в руках человека перед будущими лунными миссиями. Примерно через три часа после запуска, во время так называемой демонстрации сближения, экипаж из четырех астронавтов – Рид Уайзман, Виктор Гловер, Кристина Кох (все NASA) и Джереми Хансен (CSA) – возьмет на себя управление, чтобы оценить управляемость «Ориона».
Экипаж будет маневрировать кораблем, приближаясь к отделившейся верхней ступени ракеты-носителя SLS, а затем отходя от нее. Эти действия позволят в реальных условиях оценить эффективность ручного управления, что является критически важным шагом для обеспечения безопасности и успеха будущих, более сложных миссий, таких как стыковка с лунным посадочным модулем или космической станцией Gateway. Для этого используются несколько ключевых элементов управления.
В «Орионе» предусмотрены два типа ручных контроллеров. В креслах командира и пилота расположены вращающиеся ручные контроллеры (RHC), отвечающие за ориентацию корабля в пространстве. Они позволяют управлять рысканьем (поворотом влево/вправо), тангажом (наклоном вверх/вниз) и креном (наклоном влево/вправо). Трансляционный ручной контроллер (THC), расположенный справа или слева от дисплеев, обеспечивает линейное движение «Ориона» вперед/назад, вверх/вниз и влево/вправо.
Информацию экипаж получает с трех дисплеев, которые отображают необходимые данные. Для взаимодействия с дисплеями, особенно в условиях перегрузок при запуске или входе в атмосферу, используется курсорное устройство управления. Дополнительно предусмотрена панель переключения, которая находится рядом с дисплеями и служит для управления основными системами корабля, а также в качестве резервного варианта на случай отказа основных контроллеров или дисплеев.
Работа всех этих элементов обеспечивается специальным программным обеспечением, разработанным компанией Lockheed Martin, основным подрядчиком по созданию «Ориона». Ведущим разработчиком по ручному управлению полетом для миссий «Артемиды» является Джеффри Семрау. Именно по его словам, этот полет даст данные о маневренности корабля, которые будут использованы для улучшения системы управления и обеспечения успеха будущих миссий.
Система управления ориентацией (RCS), размещенная на европейском служебном модуле «Ориона», состоит из 24 двигателей малой тяги. Эти двигатели обеспечивают необходимые импульсы для управления ориентацией и маневрированием корабля во время теста. Проверка работы системы управления в полете подтвердит ее соответствие моделям, разработанным на основе симуляторов.
Рид Уайзман отметил важность присутствия людей на борту для обеспечения безопасности будущих миссий. Он подчеркнул, что, хотя большую часть времени космический аппарат будет летать автономно, в случае возникновения нештатной ситуации экипаж сможет взять управление на себя и исправить проблему. В свою очередь, Виктор Гловер сравнил этот полет с имитацией стыковки, подобной той, что потребуется при работе с лунным посадочным модулем или станцией Gateway.
Агентство NASA делает особый акцент на том, что данный полет станет первым испытанием не только для космического корабля «Орион», но и для ракеты-носителя SLS и всех наземных систем, задействованных в программе «Артемида». Проверка ручного управления – это тест и ключевой шаг на пути к будущим лунным миссиям.
Изображение носит иллюстративный характер
Экипаж будет маневрировать кораблем, приближаясь к отделившейся верхней ступени ракеты-носителя SLS, а затем отходя от нее. Эти действия позволят в реальных условиях оценить эффективность ручного управления, что является критически важным шагом для обеспечения безопасности и успеха будущих, более сложных миссий, таких как стыковка с лунным посадочным модулем или космической станцией Gateway. Для этого используются несколько ключевых элементов управления.
В «Орионе» предусмотрены два типа ручных контроллеров. В креслах командира и пилота расположены вращающиеся ручные контроллеры (RHC), отвечающие за ориентацию корабля в пространстве. Они позволяют управлять рысканьем (поворотом влево/вправо), тангажом (наклоном вверх/вниз) и креном (наклоном влево/вправо). Трансляционный ручной контроллер (THC), расположенный справа или слева от дисплеев, обеспечивает линейное движение «Ориона» вперед/назад, вверх/вниз и влево/вправо.
Информацию экипаж получает с трех дисплеев, которые отображают необходимые данные. Для взаимодействия с дисплеями, особенно в условиях перегрузок при запуске или входе в атмосферу, используется курсорное устройство управления. Дополнительно предусмотрена панель переключения, которая находится рядом с дисплеями и служит для управления основными системами корабля, а также в качестве резервного варианта на случай отказа основных контроллеров или дисплеев.
Работа всех этих элементов обеспечивается специальным программным обеспечением, разработанным компанией Lockheed Martin, основным подрядчиком по созданию «Ориона». Ведущим разработчиком по ручному управлению полетом для миссий «Артемиды» является Джеффри Семрау. Именно по его словам, этот полет даст данные о маневренности корабля, которые будут использованы для улучшения системы управления и обеспечения успеха будущих миссий.
Система управления ориентацией (RCS), размещенная на европейском служебном модуле «Ориона», состоит из 24 двигателей малой тяги. Эти двигатели обеспечивают необходимые импульсы для управления ориентацией и маневрированием корабля во время теста. Проверка работы системы управления в полете подтвердит ее соответствие моделям, разработанным на основе симуляторов.
Рид Уайзман отметил важность присутствия людей на борту для обеспечения безопасности будущих миссий. Он подчеркнул, что, хотя большую часть времени космический аппарат будет летать автономно, в случае возникновения нештатной ситуации экипаж сможет взять управление на себя и исправить проблему. В свою очередь, Виктор Гловер сравнил этот полет с имитацией стыковки, подобной той, что потребуется при работе с лунным посадочным модулем или станцией Gateway.
Агентство NASA делает особый акцент на том, что данный полет станет первым испытанием не только для космического корабля «Орион», но и для ракеты-носителя SLS и всех наземных систем, задействованных в программе «Артемида». Проверка ручного управления – это тест и ключевой шаг на пути к будущим лунным миссиям.