Ssylka

Ручное управление "Ориона": ключевой тест на пути к Луне в миссии Artemis II

Космический корабль «Орион» миссии Artemis II ожидает важнейшее испытание: ручное управление. Это станет первым пилотируемым полетом программы «Артемида», направленным на оценку возможностей корабля в руках человека перед будущими лунными миссиями. Примерно через три часа после запуска, во время так называемой демонстрации сближения, экипаж из четырех астронавтов – Рид Уайзман, Виктор Гловер, Кристина Кох (все NASA) и Джереми Хансен (CSA) – возьмет на себя управление, чтобы оценить управляемость «Ориона».
Ручное управление "Ориона": ключевой тест на пути к Луне в миссии Artemis II
Изображение носит иллюстративный характер

Экипаж будет маневрировать кораблем, приближаясь к отделившейся верхней ступени ракеты-носителя SLS, а затем отходя от нее. Эти действия позволят в реальных условиях оценить эффективность ручного управления, что является критически важным шагом для обеспечения безопасности и успеха будущих, более сложных миссий, таких как стыковка с лунным посадочным модулем или космической станцией Gateway. Для этого используются несколько ключевых элементов управления.

В «Орионе» предусмотрены два типа ручных контроллеров. В креслах командира и пилота расположены вращающиеся ручные контроллеры (RHC), отвечающие за ориентацию корабля в пространстве. Они позволяют управлять рысканьем (поворотом влево/вправо), тангажом (наклоном вверх/вниз) и креном (наклоном влево/вправо). Трансляционный ручной контроллер (THC), расположенный справа или слева от дисплеев, обеспечивает линейное движение «Ориона» вперед/назад, вверх/вниз и влево/вправо.

Информацию экипаж получает с трех дисплеев, которые отображают необходимые данные. Для взаимодействия с дисплеями, особенно в условиях перегрузок при запуске или входе в атмосферу, используется курсорное устройство управления. Дополнительно предусмотрена панель переключения, которая находится рядом с дисплеями и служит для управления основными системами корабля, а также в качестве резервного варианта на случай отказа основных контроллеров или дисплеев.

Работа всех этих элементов обеспечивается специальным программным обеспечением, разработанным компанией Lockheed Martin, основным подрядчиком по созданию «Ориона». Ведущим разработчиком по ручному управлению полетом для миссий «Артемиды» является Джеффри Семрау. Именно по его словам, этот полет даст данные о маневренности корабля, которые будут использованы для улучшения системы управления и обеспечения успеха будущих миссий.

Система управления ориентацией (RCS), размещенная на европейском служебном модуле «Ориона», состоит из 24 двигателей малой тяги. Эти двигатели обеспечивают необходимые импульсы для управления ориентацией и маневрированием корабля во время теста. Проверка работы системы управления в полете подтвердит ее соответствие моделям, разработанным на основе симуляторов.

Рид Уайзман отметил важность присутствия людей на борту для обеспечения безопасности будущих миссий. Он подчеркнул, что, хотя большую часть времени космический аппарат будет летать автономно, в случае возникновения нештатной ситуации экипаж сможет взять управление на себя и исправить проблему. В свою очередь, Виктор Гловер сравнил этот полет с имитацией стыковки, подобной той, что потребуется при работе с лунным посадочным модулем или станцией Gateway.

Агентство NASA делает особый акцент на том, что данный полет станет первым испытанием не только для космического корабля «Орион», но и для ракеты-носителя SLS и всех наземных систем, задействованных в программе «Артемида». Проверка ручного управления – это тест и ключевой шаг на пути к будущим лунным миссиям.


Новое на сайте

18883Четыреста колец в туманности эмбрион раскрыли тридцатилетнюю тайну звездной эволюции 18882Телескоп Джеймс Уэбб раскрыл тайны сверхэффективной звездной фабрики стрелец B2 18881Математический анализ истинного количества сквозных отверстий в человеческом теле 18880Почему даже элитные суперраспознаватели проваливают тесты на выявление дипфейков без... 18879Шесть легендарных древних городов и столиц империй, местоположение которых до сих пор... 18878Обзор самых необычных медицинских диагнозов и клинических случаев 2025 года 18877Критическая уязвимость CVE-2025-14847 в MongoDB открывает удаленный доступ к памяти... 18876Научное обоснование классификации солнца как желтого карлика класса G2V 18875Как безграничная преданность горным гориллам привела Дайан Фосси к жестокой гибели? 18874Новый родственник спинозавра из Таиланда меняет представления об эволюции хищников Азии 18873Как новая электрохимическая технология позволяет удвоить добычу водорода и снизить... 18872Могут ли ледяные гиганты Уран и Нептун на самом деле оказаться каменными? 18871Внедрение вредоносного кода в расширение Trust Wallet привело к хищению 7 миллионов... 18870Проверка клинического мышления на основе редких медицинских случаев 2025 года 18869Реконструкция черепа возрастом 1,5 миллиона лет меняет представление об эволюции Homo...