Вопрос развития инфраструктуры для хранения углерода в Великобритании, не обременяя при этом государственный бюджет, становится все более острым. Стремление Великобритании к достижению законодательно закрепленной цели по нулевым выбросам к 2050 году требует не только быстрого сокращения использования ископаемого топлива, но и создания надежной системы для постоянного геологического хранения углекислого газа. Формирование финансово устойчивой отрасли улавливания и хранения углерода (УХУ) – задача первостепенной важности для достижения этих амбициозных климатических целей.
В 2024 году правительство Великобритании выделило 21,7 миллиарда фунтов стерлингов на стимулирование развития УХУ. Цель к середине 2030-х годов – достичь ежегодного хранения 50 мегатонн CO2, что сопоставимо с текущими выбросами всех электростанций страны. Однако, как показывают расчеты, для реализации этих планов потребуются значительно большие инвестиции, выходящие за рамки текущего государственного финансирования.
Исследование, проведенное экспертами Oxford Net Zero при Оксфордском университете и инициативы Carbon Balance, в сотрудничестве с Ассоциацией по улавливанию и хранению углерода (CCSA) и Университетом Эдинбурга, проанализировало существующие политические механизмы и предложило альтернативные сценарии. Отчет, подготовленный в результате консультаций с более чем 20 высокопоставленными представителями правительства, научных кругов, промышленности и гражданского общества, ставит под сомнение эффективность текущего подхода.
Согласно выводам исследования, опора исключительно на британскую Систему торговли выбросами (ETS) для масштабирования УХУ начиная с 2030-х годов, вероятно, окажется недостаточной. Такой подход может не привлечь достаточных частных инвестиций, необходимых для создания мощностей по хранению углерода в требуемых объемах, что, в свою очередь, поставит под угрозу достижение целей по нулевым выбросам и рискует затянуть зависимость отрасли УХУ от государственных субсидий.
В качестве альтернативы предлагается сценарий политики, основанный на введении Обязательства по обратному приему углерода (Carbon Takeback Obligation, CTBO). Суть CTBO заключается в том, чтобы обязать поставщиков ископаемого топлива на законодательном уровне обеспечивать постоянное геологическое хранение возрастающей доли CO2, образующегося при сжигании их продукции. Такой механизм способен создать самоподдерживающийся рынок хранения углерода и постепенно снизить зависимость от государственного финансирования. При этом эффективность CTBO возрастает в сочетании с мерами по управлению спросом, такими как ценообразование на выбросы углерода.
Мирте Бут, директор Carbon Balance в Великобритании и один из авторов отчета, подчеркивает актуальность вопроса финансирования в условиях меняющейся политической обстановки: «Новое лейбористское правительство столкнется с жестким выбором в отношении государственных расходов... Наше исследование показывает, что при правильном политическом проектировании правительство могло бы создать четкие инвестиционные условия для УХУ и удаления парниковых газов, не перекладывая расходы на очистку CO2 на налогоплательщиков». Ингрид Сундвор, исполнительный директор Carbon Balance и соавтор отчета, вторит ей, подтверждая возможность создания привлекательных инвестиционных условий при грамотном подходе к политике.
Профессор Майлз Аллен, ведущий исследователь Oxford Net Zero и также автор отчета, отмечает ключевую роль ископаемой топливной индустрии в решении проблемы: «У ископаемой топливной промышленности есть ресурсы для создания необходимых мощностей по хранению... Установление этого условия для продолжения их деятельности обеспечивает практический путь к достижению нулевых выбросов. Дальнейшая разработка политики в этом направлении крайне необходима».
В отчете, озаглавленном «Рынки и мандаты: политические сценарии для развертывания УХУ в Великобритании и изучение роли Обязательства по обратному приему углерода» (Markets & Mandates: Policy Scenarios for UK CCS Deployment & Exploring the Role of a Carbon Takeback Obligation), опубликованном Университетом Оксфорда 23 января 2025 года, подчеркивается необходимость тщательной разработки политики и дальнейших исследований для успешной реализации CTBO. Важно учитывать потенциальное влияние и проблемы внедрения мандатов на хранение, включая вопросы конкурентоспособности британской промышленности, энергетической безопасности, стоимости для потребителей и риска утечки углерода. Любой мандат на хранение углерода должен быть согласован с планами поэтапного отказа от ископаемого топлива и более широким энергетическим переходом.
Профессор Стюарт Хаззелдин, специалист из Университета Эдинбурга, выступивший рецензентом отчета, предупреждает о неотложности действий в связи с ускорением темпов глобального потепления: «Мир нагревался все быстрее в 2024 году — мы проигрываем борьбу с изменением климата. Коммерческое хранение углерода началось, но модели показывают, что оно должно развиваться в 100 раз быстрее, чтобы обеспечить достижение нулевых выбросов. Но без изменений эти проекты, финансируемые за счет грантов, могут стать последними. Правительство должно рассмотреть обязательство со стороны предложения, которое интегрирует стоимость хранения CO2 в оптовые цены на ископаемое топливо».
Отчет и сопутствующие материалы доступны на веб-сайте Carbon Balance (www.carbon-balance.earth/brief... markets-and-mandates). Данная информация предоставляется исключительно в ознакомительных целях и защищена авторским правом.
Изображение носит иллюстративный характер
В 2024 году правительство Великобритании выделило 21,7 миллиарда фунтов стерлингов на стимулирование развития УХУ. Цель к середине 2030-х годов – достичь ежегодного хранения 50 мегатонн CO2, что сопоставимо с текущими выбросами всех электростанций страны. Однако, как показывают расчеты, для реализации этих планов потребуются значительно большие инвестиции, выходящие за рамки текущего государственного финансирования.
Исследование, проведенное экспертами Oxford Net Zero при Оксфордском университете и инициативы Carbon Balance, в сотрудничестве с Ассоциацией по улавливанию и хранению углерода (CCSA) и Университетом Эдинбурга, проанализировало существующие политические механизмы и предложило альтернативные сценарии. Отчет, подготовленный в результате консультаций с более чем 20 высокопоставленными представителями правительства, научных кругов, промышленности и гражданского общества, ставит под сомнение эффективность текущего подхода.
Согласно выводам исследования, опора исключительно на британскую Систему торговли выбросами (ETS) для масштабирования УХУ начиная с 2030-х годов, вероятно, окажется недостаточной. Такой подход может не привлечь достаточных частных инвестиций, необходимых для создания мощностей по хранению углерода в требуемых объемах, что, в свою очередь, поставит под угрозу достижение целей по нулевым выбросам и рискует затянуть зависимость отрасли УХУ от государственных субсидий.
В качестве альтернативы предлагается сценарий политики, основанный на введении Обязательства по обратному приему углерода (Carbon Takeback Obligation, CTBO). Суть CTBO заключается в том, чтобы обязать поставщиков ископаемого топлива на законодательном уровне обеспечивать постоянное геологическое хранение возрастающей доли CO2, образующегося при сжигании их продукции. Такой механизм способен создать самоподдерживающийся рынок хранения углерода и постепенно снизить зависимость от государственного финансирования. При этом эффективность CTBO возрастает в сочетании с мерами по управлению спросом, такими как ценообразование на выбросы углерода.
Мирте Бут, директор Carbon Balance в Великобритании и один из авторов отчета, подчеркивает актуальность вопроса финансирования в условиях меняющейся политической обстановки: «Новое лейбористское правительство столкнется с жестким выбором в отношении государственных расходов... Наше исследование показывает, что при правильном политическом проектировании правительство могло бы создать четкие инвестиционные условия для УХУ и удаления парниковых газов, не перекладывая расходы на очистку CO2 на налогоплательщиков». Ингрид Сундвор, исполнительный директор Carbon Balance и соавтор отчета, вторит ей, подтверждая возможность создания привлекательных инвестиционных условий при грамотном подходе к политике.
Профессор Майлз Аллен, ведущий исследователь Oxford Net Zero и также автор отчета, отмечает ключевую роль ископаемой топливной индустрии в решении проблемы: «У ископаемой топливной промышленности есть ресурсы для создания необходимых мощностей по хранению... Установление этого условия для продолжения их деятельности обеспечивает практический путь к достижению нулевых выбросов. Дальнейшая разработка политики в этом направлении крайне необходима».
В отчете, озаглавленном «Рынки и мандаты: политические сценарии для развертывания УХУ в Великобритании и изучение роли Обязательства по обратному приему углерода» (Markets & Mandates: Policy Scenarios for UK CCS Deployment & Exploring the Role of a Carbon Takeback Obligation), опубликованном Университетом Оксфорда 23 января 2025 года, подчеркивается необходимость тщательной разработки политики и дальнейших исследований для успешной реализации CTBO. Важно учитывать потенциальное влияние и проблемы внедрения мандатов на хранение, включая вопросы конкурентоспособности британской промышленности, энергетической безопасности, стоимости для потребителей и риска утечки углерода. Любой мандат на хранение углерода должен быть согласован с планами поэтапного отказа от ископаемого топлива и более широким энергетическим переходом.
Профессор Стюарт Хаззелдин, специалист из Университета Эдинбурга, выступивший рецензентом отчета, предупреждает о неотложности действий в связи с ускорением темпов глобального потепления: «Мир нагревался все быстрее в 2024 году — мы проигрываем борьбу с изменением климата. Коммерческое хранение углерода началось, но модели показывают, что оно должно развиваться в 100 раз быстрее, чтобы обеспечить достижение нулевых выбросов. Но без изменений эти проекты, финансируемые за счет грантов, могут стать последними. Правительство должно рассмотреть обязательство со стороны предложения, которое интегрирует стоимость хранения CO2 в оптовые цены на ископаемое топливо».
Отчет и сопутствующие материалы доступны на веб-сайте Carbon Balance (www.carbon-balance.earth/brief... markets-and-mandates). Данная информация предоставляется исключительно в ознакомительных целях и защищена авторским правом.