Новое исследование, опубликованное в журнале Science Advances, раскрывает подробности о древней традиции наскального искусства коренных народов, известной как стиль реки Пекос. Эти уникальные произведения расположены на юго-западе Техаса и севере Мексики, в районе, называемом каньонами Нижнего Пекоса. Согласно полученным данным, настенные росписи не просто являются художественным самовыражением, но и изображают представления коренных народов о вселенной, или «космовидение», которое сохранялось на протяжении тысячелетий.

Традиция этого искусства существовала более 4000 лет, охватывая примерно 175 поколений художников. Вероятно, впервые этот стиль появился почти 6000 лет назад и прекратил свое существование в период между 1400 и 1000 годами назад. Для точной датировки исследователи применили редкую практику, использовав два независимых радиоуглеродных метода для обеспечения согласованности результатов, изучив росписи на 12 участках с муралами. Карен Стилман, соавтор исследования и научный директор Археологического научно-образовательного центра Шумла в Техасе, подчеркнула важность использования перекрестных методов датирования.
Сами изображения нанесены на известняковые скалы и отличаются монументальным масштабом. В регионе существует более 200 муралов, многие из которых огромны: некоторые достигают более 30 метров (100 футов) в длину и 6 метров (20 футов) в высоту. Это сложные разноцветные картины, содержащие сотни искусно выполненных образов на каждом полотне. Среди фигур встречаются как животные, так и человекоподобные существа, а также загадочные символы. Одним из ярких примеров является человекоподобная фигура, держащая в одной руке черную копьеметалку с дротиком, а в другой — красные дротики и посох.
Художники придерживались строгого набора технических правил и установленных стилистических канонов. Последовательность нанесения краски, подчиненная жестким правилам, сохранялась на протяжении всего 4000-летнего периода. Кэролин Бойд, соавтор исследования и профессор антропологии Университета штата Техас, отметила, что ученые были «ошеломлены» такой устойчивостью традиций и строгостью правил создания муралов на протяжении столь длительного времени.
Создателями этих произведений были кочевые охотники-собиратели, чья конкретная этническая принадлежность остается неизвестной. Они описываются как высококвалифицированные люди, способные решать сложные задачи, обладавшие развитой космологией и надежной иконографической системой. Искусство служило для создания визуальных повествований, передачи мифов и предписания ритуалов. Это «космовидение» выстояло, несмотря на серьезные изменения в окружающей среде и технологиях, такие как смена типов каменных орудий и методов обработки волокон.
Понятие «космовидение» в данном контексте определяется как всеобъемлющее мировоззрение и концепция вселенной. Ключевые элементы этой системы включали истории сотворения мира, циклическую концепцию времени и сложные календарные системы. Для современных коренных народов эти муралы имеют сакральное значение: они рассматривают их как «живых, дышащих, чувствующих предков-божеств», которые, по поверьям, до сих пор участвуют в сотворении и поддержании космоса.
Исследование выявило исторические связи этой системы верований с более поздними цивилизациями, такими как ацтеки, а также с современными общинами коренных американцев, например, уичоли в Мексике. Эти картины, возможно, являются старейшей сохранившейся визуальной записью основной космологии, сформировавшей мезоамериканские цивилизации. Кэролин Бойд метафорически описала этот массив искусства как «древнюю библиотеку, содержащую сотни книг, написанных 175 поколениями».
Открытие в каньонах Нижнего Пекоса встает в один ряд с другими значимыми археологическими находками, свидетельствующими о передаче знаний сквозь века. Среди них упоминаются 12 000-летние палочки аборигенов, которые могут быть свидетельством старейшего известного культурно передаваемого ритуала, 4000-летняя наскальная живопись в Венесуэле, возможно, принадлежащая «ранее неизвестной» культуре, и древнее наскальное искусство в аргентинской пещере, которое могло передавать информацию через 100 поколений.

Изображение носит иллюстративный характер
Традиция этого искусства существовала более 4000 лет, охватывая примерно 175 поколений художников. Вероятно, впервые этот стиль появился почти 6000 лет назад и прекратил свое существование в период между 1400 и 1000 годами назад. Для точной датировки исследователи применили редкую практику, использовав два независимых радиоуглеродных метода для обеспечения согласованности результатов, изучив росписи на 12 участках с муралами. Карен Стилман, соавтор исследования и научный директор Археологического научно-образовательного центра Шумла в Техасе, подчеркнула важность использования перекрестных методов датирования.
Сами изображения нанесены на известняковые скалы и отличаются монументальным масштабом. В регионе существует более 200 муралов, многие из которых огромны: некоторые достигают более 30 метров (100 футов) в длину и 6 метров (20 футов) в высоту. Это сложные разноцветные картины, содержащие сотни искусно выполненных образов на каждом полотне. Среди фигур встречаются как животные, так и человекоподобные существа, а также загадочные символы. Одним из ярких примеров является человекоподобная фигура, держащая в одной руке черную копьеметалку с дротиком, а в другой — красные дротики и посох.
Художники придерживались строгого набора технических правил и установленных стилистических канонов. Последовательность нанесения краски, подчиненная жестким правилам, сохранялась на протяжении всего 4000-летнего периода. Кэролин Бойд, соавтор исследования и профессор антропологии Университета штата Техас, отметила, что ученые были «ошеломлены» такой устойчивостью традиций и строгостью правил создания муралов на протяжении столь длительного времени.
Создателями этих произведений были кочевые охотники-собиратели, чья конкретная этническая принадлежность остается неизвестной. Они описываются как высококвалифицированные люди, способные решать сложные задачи, обладавшие развитой космологией и надежной иконографической системой. Искусство служило для создания визуальных повествований, передачи мифов и предписания ритуалов. Это «космовидение» выстояло, несмотря на серьезные изменения в окружающей среде и технологиях, такие как смена типов каменных орудий и методов обработки волокон.
Понятие «космовидение» в данном контексте определяется как всеобъемлющее мировоззрение и концепция вселенной. Ключевые элементы этой системы включали истории сотворения мира, циклическую концепцию времени и сложные календарные системы. Для современных коренных народов эти муралы имеют сакральное значение: они рассматривают их как «живых, дышащих, чувствующих предков-божеств», которые, по поверьям, до сих пор участвуют в сотворении и поддержании космоса.
Исследование выявило исторические связи этой системы верований с более поздними цивилизациями, такими как ацтеки, а также с современными общинами коренных американцев, например, уичоли в Мексике. Эти картины, возможно, являются старейшей сохранившейся визуальной записью основной космологии, сформировавшей мезоамериканские цивилизации. Кэролин Бойд метафорически описала этот массив искусства как «древнюю библиотеку, содержащую сотни книг, написанных 175 поколениями».
Открытие в каньонах Нижнего Пекоса встает в один ряд с другими значимыми археологическими находками, свидетельствующими о передаче знаний сквозь века. Среди них упоминаются 12 000-летние палочки аборигенов, которые могут быть свидетельством старейшего известного культурно передаваемого ритуала, 4000-летняя наскальная живопись в Венесуэле, возможно, принадлежащая «ранее неизвестной» культуре, и древнее наскальное искусство в аргентинской пещере, которое могло передавать информацию через 100 поколений.