Ученые официально извлекли первые артефакты с галеона «Сан-Хосе» в рамках второго этапа продолжающегося проекта по расследованию и подъему, инициированного правительством Колумбии. Эти предметы увидели свет впервые за более чем 300 лет пребывания под водой. По словам специалистов, данная операция позволяет гражданам прикоснуться к истории через «материальные свидетельства». Судно, обнаруженное в 2015 году у побережья Колумбии к югу от Картахены, покоится на глубине около 2000 футов (600 метров).

«Сан-Хосе» представлял собой 62-пушечный испанский галеон, который возглавлял флотилию сокровищ из 18 кораблей, следовавшую из Южной Америки в Европу. Катастрофа произошла в июне 1708 года, когда судно было атаковано британскими военными кораблями. Галеон затонул в ходе завязавшегося сражения, унеся с собой жизни 600 членов экипажа и пассажиров. Исследователи до сих пор ведут споры о том, взорвался ли корабль перед погружением или затонул по иным причинам. За свою историческую значимость и ценность груза корабль получил прозвище «Святой Грааль кораблекрушений».
Груз, находящийся на борту, оценивается как исключительное богатство. Общий вес сокровищ составляет 200 тонн (180 метрических тонн), включая золото, серебро и драгоценные камни. По состоянию на 2018 год, ориентировочная стоимость этого груза составляла приблизительно 18 миллиардов долларов. Именно этот факт делает «Сан-Хосе» одним из самых желанных объектов для морских археологов и кладоискателей во всем мире.
В недавней операции по подъему принимали участие Министерство культуры Колумбии и Колумбийский институт антропологии и истории (ICANH) под руководством директора Альхены Кайседо Фернандес. Для извлечения предметов использовалось специализированное роботизированное оборудование. Специалистам удалось поднять на поверхность одну бронзовую пушку, а также связанные с ней фрагменты веревки, дерева и металла. Кроме того, были извлечены три монеты (бронзовые и золотые), две целые фарфоровые чашки и несколько фрагментов керамики.
Особое внимание уделяется методологии сохранения поднятых реликвий. Бронзовая пушка была немедленно помещена в рефрижераторный контейнер для стабилизации состояния. Монеты хранятся в соленой воде, чтобы предотвратить их разрушение после резкой смены среды. Долгосрочная цель правительства и ученых заключается в том, чтобы разместить эти и последующие находки в музее, сделав их доступными для общественности.
Вокруг прав собственности на галеон и его содержимое разгорелся сложный международный спор. На сокровища претендуют четыре стороны: правительство Колумбии, Испания, частная американская компания и коренной боливийский народ Кхара-Кхара (Qhara Qhara). Однако юридическая позиция колумбийских властей остается твердой: правительство издало указ, согласно которому все кораблекрушения, находящиеся в его территориальных водах, принадлежат стране.
История «Сан-Хосе» встает в один ряд с другими значимыми морскими находками того периода. В тексте упоминаются «пиратские» кораблекрушения 1710 года у берегов Коста-Рики, идентифицированные как останки датских невольничьих судов. Также отмечается крушение «Флотилии сокровищ» 1715 года во Флориде, где дайверы обнаружили более 1000 золотых и серебряных монет. Другим примером служит испанский корабль «Ла Фортуна», взорвавшийся у побережья Северной Каролины в 1748 году.

Изображение носит иллюстративный характер
«Сан-Хосе» представлял собой 62-пушечный испанский галеон, который возглавлял флотилию сокровищ из 18 кораблей, следовавшую из Южной Америки в Европу. Катастрофа произошла в июне 1708 года, когда судно было атаковано британскими военными кораблями. Галеон затонул в ходе завязавшегося сражения, унеся с собой жизни 600 членов экипажа и пассажиров. Исследователи до сих пор ведут споры о том, взорвался ли корабль перед погружением или затонул по иным причинам. За свою историческую значимость и ценность груза корабль получил прозвище «Святой Грааль кораблекрушений».
Груз, находящийся на борту, оценивается как исключительное богатство. Общий вес сокровищ составляет 200 тонн (180 метрических тонн), включая золото, серебро и драгоценные камни. По состоянию на 2018 год, ориентировочная стоимость этого груза составляла приблизительно 18 миллиардов долларов. Именно этот факт делает «Сан-Хосе» одним из самых желанных объектов для морских археологов и кладоискателей во всем мире.
В недавней операции по подъему принимали участие Министерство культуры Колумбии и Колумбийский институт антропологии и истории (ICANH) под руководством директора Альхены Кайседо Фернандес. Для извлечения предметов использовалось специализированное роботизированное оборудование. Специалистам удалось поднять на поверхность одну бронзовую пушку, а также связанные с ней фрагменты веревки, дерева и металла. Кроме того, были извлечены три монеты (бронзовые и золотые), две целые фарфоровые чашки и несколько фрагментов керамики.
Особое внимание уделяется методологии сохранения поднятых реликвий. Бронзовая пушка была немедленно помещена в рефрижераторный контейнер для стабилизации состояния. Монеты хранятся в соленой воде, чтобы предотвратить их разрушение после резкой смены среды. Долгосрочная цель правительства и ученых заключается в том, чтобы разместить эти и последующие находки в музее, сделав их доступными для общественности.
Вокруг прав собственности на галеон и его содержимое разгорелся сложный международный спор. На сокровища претендуют четыре стороны: правительство Колумбии, Испания, частная американская компания и коренной боливийский народ Кхара-Кхара (Qhara Qhara). Однако юридическая позиция колумбийских властей остается твердой: правительство издало указ, согласно которому все кораблекрушения, находящиеся в его территориальных водах, принадлежат стране.
История «Сан-Хосе» встает в один ряд с другими значимыми морскими находками того периода. В тексте упоминаются «пиратские» кораблекрушения 1710 года у берегов Коста-Рики, идентифицированные как останки датских невольничьих судов. Также отмечается крушение «Флотилии сокровищ» 1715 года во Флориде, где дайверы обнаружили более 1000 золотых и серебряных монет. Другим примером служит испанский корабль «Ла Фортуна», взорвавшийся у побережья Северной Каролины в 1748 году.