Ssylka

Какое событие стало настоящим триумфом братьев Райт?

Главной целью Орвилла и Уилбура Райт было создание не «бесполезной и экстравагантной игрушки», а «машины практической пользы». Широко известный полет в Китти-Хоук, Северная Каролина, в 1903 году, длившийся 59 секунд и покрывший дистанцию в 852 фута, братья считали лишь отправной точкой. Настоящий прорыв, доказавший состоятельность их изобретения, произошел два года спустя в Дейтоне, штат Огайо.

Основная работа по усовершенствованию летательного аппарата велась на болотистом лугу Хаффман-Прери, расположенном в восьми милях к востоку от Дейтона. Эта земля принадлежала банкиру братьев, Торренсу Хаффману, и позволяла им проводить испытания, избегая «дорогостоящих поездок в Северную Каролину». Именно здесь, вдали от всеобщего внимания, они превратили свой прототип в полноценное транспортное средство.

В течение 1904 года братья Райт провели более 100 испытательных полетов на втором прототипе своего самолета. Этот год был посвящен методичной работе над ошибками, сбору данных и постепенному улучшению управляемости и стабильности машины. Каждый полет, даже самый короткий, вносил вклад в понимание аэродинамики и механики.

В 1905 году начались испытания новой, третьей модели — Wright Flyer III. Прогресс был стремительным. К сентябрю 1905 года братья сообщали, что «почти каждый полет устанавливал новый рекорд». Однако ранние испытания часто прерывались из-за технических проблем, таких как перегрев подшипников, а полеты проводились с частично заполненным топливным баком из соображений безопасности.

Ключевой момент наступил 5 октября 1905 года. В этот день братья впервые полностью заправили топливный бак. Wright Flyer III поднялся в воздух и кружил над лугом в течение тридцати восьми минут и трех секунд. Полет был прерван не из-за механической неисправности или потери управления, а исключительно по причине «исчерпания топлива».

Этот единственный полет имел колоссальное значение. Сами братья Райт позже писали, что его продолжительность «была больше, чем у всех 105 полетов 1904 года вместе взятых». Это стало неопровержимым доказательством того, что они создали первую в мире практичную, управляемую и надежную летающую машину, ограниченную лишь запасом горючего.

Несмотря на технический триумф, братья столкнулись с проблемами из-за своей скрытности. Как отмечает аналитик Дэниел Шленофф, они «отказывались демонстрировать летные возможности аппарата без подписанного контракта на продажу». Такая коммерческая позиция вызвала скептицизм в прессе, в частности в издании Scientific American, которое публиковало сомневающиеся статьи.

Эта секретность открыла дорогу конкурентам. В ноябре 1906 года авиатор бразильского происхождения Альберто Сантос-Дюмон совершил первый в Европе публичный демонстрационный полет, обеспечив себе место в истории авиации. Братья Райт провели свою первую публичную демонстрацию лишь в 1908 году, когда вели переговоры о контракте с армией США.

Последующие годы оказались для них непростыми. Уилбур Райт умер в 1912 году, оставив Орвилла «бороться с растущей волной конкуренции и вести затяжные судебные процессы о нарушении патентных прав». Техническое первенство не гарантировало доминирования на рынке.

Судьба исторического поля Хаффман-Прери также примечательна. Во время Первой мировой войны оно использовалось как летная школа. Позднее вокруг него выросла авиабаза ВВС США Райт-Паттерсон, которая существует и сегодня.

В 1980-х годах, благодаря усилиям Дэвида Нолина и Дейна Маттера, на территории Хаффман-Прери была проведена работа по восстановлению экосистемы естественной прерии. Сегодня и само летное поле, и уцелевший самолет Wright Flyer III признаны Национальными историческими памятниками США. На этом месте установлена точная копия ангара, в котором хранилась первая в мире практичная летающая машина.


Новое на сайте