Ssylka

Как потерянное колесо в NASCAR приводит к созданию революционного моторного масла?

Во время гонки NASCAR Cup Series в июле на трассе Sonoma Raceway от Ford Mustang №51 Коди Уэра оторвалось колесо. Эта трасса, протяженностью почти два мили с двенадцатью поворотами, подъемами, слепыми спусками и зонами жесткого торможения, стала идеальной метафорой грани между контролем и хаосом. Каждая гонка — это урок по управлению контролируемыми факторами, такими как настройки автомобиля и технические жидкости, и восстановлению после непредвиденных событий, будь то столкновение или оторвавшееся колесо.

В жестко регламентированном мире NASCAR, где двигатели, шасси, детали кузова, топливные системы и шины строго контролируются, технические жидкости остаются одной из немногих областей для инноваций. Именно здесь компания Valvoline предоставляет конкурентное преимущество своей партнерской команде Hendrick Motorsports. Создавая масла, которые обеспечивают на несколько процентных пунктов меньший износ, более высокую термостойкость и очищают компоненты двигателя, Valvoline дает своим гонщикам решающий перевес.

Этим преимуществом пользуется 27-летний Уильям Байрон, пилот Chevrolet №24 и двукратный победитель Daytona 500. Его карьера началась с тысяч кругов на симуляторе iRacing, но в реальном мире успех обеспечивается технологиями, разработанными специально для его болида. Преимущество, создаваемое Valvoline, позволяет ему выжимать максимум из машины на каждой гонке.

За этими технологиями стоит команда, которую один из руководителей Valvoline, Инглэнд, описывает как «гиков, ботаников, докторов наук и фанатов моторов». Только в гоночном подразделении работают около 11 инженеров, а общий стаж технической команды в компании превышает тысячу лет. Их страсть к химии и гонкам является движущей силой инноваций.

Исследовательская деятельность Valvoline охватывает весь мир. В Мумбаи, Индия, специалисты занимаются моделированием и синтезом молекул. В Лексингтоне, штат Кентукки, прототипы масштабируются до полномасштабного производства. В Ашленде, Кентукки, проводятся испытания транспортных средств и компонентов, включая приводные ячейки для электромобилей.

Опыт компании распространяется на самые разные дисциплины автоспорта и технологий. Для дрэг-рейсинга создаются смеси с высокой вязкостью, такие как масло 70-weight, рассчитанное всего на один заезд. В партнерстве с Aston Martin для Формулы-1 разрабатываются специализированные тормозные и амортизаторные жидкости для гибридных двигателей, используемых на трассах вроде Монако.

Для гоночной серии Formula E компания сотрудничает с командой Mahindra Racing, создавая жидкости для смазки, терморегулирования и электрической изоляции. Этот опыт напрямую применяется в разработке технологий для серийных электромобилей, где Valvoline является поставщиком первого уровня и использует для испытаний «виртуальную аккумуляторную стену» мощностью 500 киловатт-час. Инновации выходят и за пределы автопрома: для центров обработки данных, работающих с искусственным интеллектом, разрабатываются охлаждающие жидкости, способные контролировать тепло и продлевать срок службы оборудования при скорости до 9000 оборотов в минуту.

Результатом гоночных инноваций стал потребительский продукт — моторное масло Valvoline Restore & Protect, представленное в январе 2024 года и отмеченное наградой Business Intelligence Group Innovation Award. По словам Инглэнда, масло выполняет пять ключевых функций: смазывает, герметизирует, защищает, охлаждает и очищает.

Ключевая инновация Restore & Protect заключается в его способности к очистке. Это первая формула на рынке, разработанная не просто для замедления образования углеродистых отложений в двигателе, а для их активного удаления. Этот процесс восстанавливает уплотнения и возвращает двигателю его первоначальные рабочие характеристики. Valvoline исторически была первой, кто вывел на рынок гоночное масло и масло для автомобилей с большим пробегом, и теперь стала первой с формулой, восстанавливающей чистоту двигателя.

Результаты команды Hendrick Motorsports на той самой гонке в Сономе были неоднозначными. Чейз Эллиотт финишировал третьим, Уильям Байрон — восьмым. Алекс Боуман занял 19-е место, упустив шанс на продвижение в соревновании NASCAR In-Season Challenge, а Кайл Ларсон после аварий на поздних этапах гонки оказался на 35-й позиции.

Тем не менее, этот результат лишь подтверждает главный принцип: восстановить, защитить, повторить. Уильям Байрон, оправившись после этой гонки, впоследствии выиграл чемпионат регулярного сезона 2025 года и после этапа в Нью-Гэмпшире занимает второе место в плей-офф. Успех в гонках, как и в разработке технологий, определяется не способностью избежать хаоса, а эффективностью восстановления и возвращения в борьбу после того, как «отлетают колеса».


Новое на сайте