В археологической зоне Караль (ZAC) в Перу обнаружена уникальная статуэтка из необожженной глины длиной 12 сантиметров (4,72 дюйма), изображающая двух лягушек, соединенных задними лапами. Эта находка, сделанная на раскопках в Вичаме, является первым произведением искусства такого рода, найденным на территории цивилизации Караль. В андском мировоззрении лягушки неразрывно связаны с водой и дождем, что делает их символом жизненно важного ресурса для земледелия и выживания.

Открытие было сделано в Вичаме, городском центре, который был активен около 1800 года до н. э. и служил для народа Караль агропромышленным и рыболовным узлом. Этот археологический памятник расположен в долине Уаура, примерно в 110 километрах (68 миль) к северу от Лимы. Раскопки, сохранение и исследование Вичамы ведутся непрерывно на протяжении последних 18 лет под руководством ведущего археолога Татьяны Абад.
Вичама представляет собой плотно застроенный городской центр, где на площади всего в четверть квадратного километра располагалось не менее 28 крупных сооружений, включая общественные здания, жилые дома и церемониальные площади. Эта плотность застройки свидетельствует о высоком уровне городского планирования. Среди других находок на этом объекте — пара глиняных моделей зданий, которые также демонстрируют глубокие познания культуры Караль в архитектуре.
Археологи под руководством директора ZAC Рут Шейди Солис считают, что искусство Вичамы представляет собой не просто декоративные элементы, а зашифрованное идеологическое послание для будущих поколений. Эти артефакты были созданы как напоминание о необходимости солидарности, стойкости и ответственности перед лицом экологических вызовов, таких как периоды засухи и изобилия, вызванные климатическими изменениями.
Одной из самых значительных находок в Вичаме является монументальная композиция из 34 настенных рельефов, известная как «Танец жизни и смерти». На ней изображены сцены дефицита, символизируемые истощенными трупами, и сцены надежды — беременные женщины, ритуальные танцоры и пара крупных рыб. Более поздняя композиция, найденная на том же месте, изображает «очеловеченную жабу» с человеческими руками рядом с геометрическим символом молнии, что еще раз подчеркивает связь земноводных с погодными явлениями.
Эти артефакты были созданы цивилизацией Караль, также известной как Норте-Чико, которая возникла почти 5000 лет назад и является древнейшей известной цивилизацией в Америке. Ее расцвет был современником Древнего Египта, а ее достижения сопоставимы с цивилизациями долины Инда и Месопотамии. В период своего расцвета она насчитывала около 30 городских центров, связанных торговлей, сельским хозяйством, рыболовством и общими религиозными верованиями.
Уникальность цивилизации Караль заключается в том, что она достигла высокого уровня сложности и управляла своей экспансией без использования керамики и ведения широкомасштабных войн. Ее культурное и социальное влияние распространилось на последующие культуры, включая народы Чавин и Моче, и в конечном итоге отразилось на более поздней Империи Инков.
На пресс-конференции, организованной Министерством культуры Перу, Рут Шейди Солис подчеркнула, что искусство Вичамы повествует «истории о нехватке и надежде». Она назвала эти открытия «зеркалом для современного мира», демонстрирующим, как древние общества адаптировались к климатическим проблемам, которые остаются актуальными и сегодня.

Изображение носит иллюстративный характер
Открытие было сделано в Вичаме, городском центре, который был активен около 1800 года до н. э. и служил для народа Караль агропромышленным и рыболовным узлом. Этот археологический памятник расположен в долине Уаура, примерно в 110 километрах (68 миль) к северу от Лимы. Раскопки, сохранение и исследование Вичамы ведутся непрерывно на протяжении последних 18 лет под руководством ведущего археолога Татьяны Абад.
Вичама представляет собой плотно застроенный городской центр, где на площади всего в четверть квадратного километра располагалось не менее 28 крупных сооружений, включая общественные здания, жилые дома и церемониальные площади. Эта плотность застройки свидетельствует о высоком уровне городского планирования. Среди других находок на этом объекте — пара глиняных моделей зданий, которые также демонстрируют глубокие познания культуры Караль в архитектуре.
Археологи под руководством директора ZAC Рут Шейди Солис считают, что искусство Вичамы представляет собой не просто декоративные элементы, а зашифрованное идеологическое послание для будущих поколений. Эти артефакты были созданы как напоминание о необходимости солидарности, стойкости и ответственности перед лицом экологических вызовов, таких как периоды засухи и изобилия, вызванные климатическими изменениями.
Одной из самых значительных находок в Вичаме является монументальная композиция из 34 настенных рельефов, известная как «Танец жизни и смерти». На ней изображены сцены дефицита, символизируемые истощенными трупами, и сцены надежды — беременные женщины, ритуальные танцоры и пара крупных рыб. Более поздняя композиция, найденная на том же месте, изображает «очеловеченную жабу» с человеческими руками рядом с геометрическим символом молнии, что еще раз подчеркивает связь земноводных с погодными явлениями.
Эти артефакты были созданы цивилизацией Караль, также известной как Норте-Чико, которая возникла почти 5000 лет назад и является древнейшей известной цивилизацией в Америке. Ее расцвет был современником Древнего Египта, а ее достижения сопоставимы с цивилизациями долины Инда и Месопотамии. В период своего расцвета она насчитывала около 30 городских центров, связанных торговлей, сельским хозяйством, рыболовством и общими религиозными верованиями.
Уникальность цивилизации Караль заключается в том, что она достигла высокого уровня сложности и управляла своей экспансией без использования керамики и ведения широкомасштабных войн. Ее культурное и социальное влияние распространилось на последующие культуры, включая народы Чавин и Моче, и в конечном итоге отразилось на более поздней Империи Инков.
На пресс-конференции, организованной Министерством культуры Перу, Рут Шейди Солис подчеркнула, что искусство Вичамы повествует «истории о нехватке и надежде». Она назвала эти открытия «зеркалом для современного мира», демонстрирующим, как древние общества адаптировались к климатическим проблемам, которые остаются актуальными и сегодня.