Исследование 2300-летней мумии женщины из пазырыкской культуры радикально изменило представления ученых о древних техниках татуировки. Археологи обнаружили, что мастера Железного века использовали ранее неизвестный для этой культуры метод «ручного прокола» (hand-poke), при котором узор наносился в кожу точка за точкой.

Детальный анализ показал, что татуировки создавались не за один сеанс и не одним инструментом. Мастера применяли как минимум два типа орудий: многоточечный инструмент, вероятно, пучок острых игл, для создания одних линий, и более тонкий, одноточечный инструмент для проработки других. Наличие наложенных друг на друга линий свидетельствует о том, что татуировщик прерывал работу и возобновлял ее позже, что указывает на многоэтапный процесс.
На теле женщины заметны татуировки разного уровня мастерства. Изображение на правом предплечье, представляющее сцену борьбы животных, выполнено значительно детальнее и искуснее, чем другие узоры. Это позволяет предположить, что над ее телом работали разные художники с разным уровнем квалификации, либо один мастер совершенствовал свое умение с течением времени.
Хотя первые пазырыкские мумии были найдены еще в 1940-х годах, многие татуировки оставались незамеченными. Лишь в начале 2000-х годов инфракрасная съемка позволила обнаружить ранее невидимые узоры на четырех мумиях. Текущие открытия стали возможны благодаря использованию ближней инфракрасной цифровой фотографии с субмиллиметровым разрешением. Результаты исследования были опубликованы 31 июля в научном журнале Antiquity.
Пазырыкская культура, являвшаяся частью большого скифского мира, процветала в Железном веке (VI–II вв. до н. э.) на территории древней Сибири. Своих знатных покойников пазырыкцы хоронили в больших курганах, вырубленных в вечной мерзлоте. Благодаря этому и техникам раннего бальзамирования тела сохранились до наших дней.
Изученная мумия принадлежит 50-летней женщине. Ее татуировки расположены на обеих кистях и предплечьях и изображают фантастических животных, среди которых угадываются грифон, тигры, олени и леопард. Самый яркий пример зооморфной татуировки был взят с мумии из кургана №5 пазырыкского могильника.
Соавтор исследования Аарон Детер-Вольф, археолог из Отдела археологии штата Теннесси и эксперт по древним татуировкам, отмечает сложность техник. В то же время Мэтт Лоддер, историк искусства и специалист по тату из Эссекского университета в Великобритании, подчеркивает культурную значимость подобных находок для понимания древнего мира.
Несмотря на детальное понимание техники, сами инструменты для татуировки не были найдены. Ученые предполагают, что их изготавливали из биоразлагаемых материалов, таких как растительные шипы, колючки, нити или сухожилия животных, которые не смогли сохраниться на протяжении тысячелетий.
Наиболее интригующим аспектом стало обнаружение того, что многие татуировки на теле мумии были намеренно разрезаны во время процесса бальзамирования. Этот факт поставил перед исследователями новые вопросы о верованиях пазырыкцев, связанных с загробной жизнью и значением татуировок.
Существуют две основные гипотезы, объясняющие этот ритуал. Согласно первой, пазырыкцы могли не верить, что символическое значение татуировок переносится в загробный мир. Вторая гипотеза предполагает, что разрезание узоров имело особое ритуальное значение, пока не понятное ученым.
Наблюдение, что у данной мумии были разрезаны татуировки на предплечьях, но нетронутыми остались узоры на кистях, указывает на сложность ритуала и открывает новые направления для будущих исследований. Остаются открытыми вопросы о том, кем были татуировщики, работали ли они в специальных мастерских или во время ритуальных церемоний.

Изображение носит иллюстративный характер
Детальный анализ показал, что татуировки создавались не за один сеанс и не одним инструментом. Мастера применяли как минимум два типа орудий: многоточечный инструмент, вероятно, пучок острых игл, для создания одних линий, и более тонкий, одноточечный инструмент для проработки других. Наличие наложенных друг на друга линий свидетельствует о том, что татуировщик прерывал работу и возобновлял ее позже, что указывает на многоэтапный процесс.
На теле женщины заметны татуировки разного уровня мастерства. Изображение на правом предплечье, представляющее сцену борьбы животных, выполнено значительно детальнее и искуснее, чем другие узоры. Это позволяет предположить, что над ее телом работали разные художники с разным уровнем квалификации, либо один мастер совершенствовал свое умение с течением времени.
Хотя первые пазырыкские мумии были найдены еще в 1940-х годах, многие татуировки оставались незамеченными. Лишь в начале 2000-х годов инфракрасная съемка позволила обнаружить ранее невидимые узоры на четырех мумиях. Текущие открытия стали возможны благодаря использованию ближней инфракрасной цифровой фотографии с субмиллиметровым разрешением. Результаты исследования были опубликованы 31 июля в научном журнале Antiquity.
Пазырыкская культура, являвшаяся частью большого скифского мира, процветала в Железном веке (VI–II вв. до н. э.) на территории древней Сибири. Своих знатных покойников пазырыкцы хоронили в больших курганах, вырубленных в вечной мерзлоте. Благодаря этому и техникам раннего бальзамирования тела сохранились до наших дней.
Изученная мумия принадлежит 50-летней женщине. Ее татуировки расположены на обеих кистях и предплечьях и изображают фантастических животных, среди которых угадываются грифон, тигры, олени и леопард. Самый яркий пример зооморфной татуировки был взят с мумии из кургана №5 пазырыкского могильника.
Соавтор исследования Аарон Детер-Вольф, археолог из Отдела археологии штата Теннесси и эксперт по древним татуировкам, отмечает сложность техник. В то же время Мэтт Лоддер, историк искусства и специалист по тату из Эссекского университета в Великобритании, подчеркивает культурную значимость подобных находок для понимания древнего мира.
Несмотря на детальное понимание техники, сами инструменты для татуировки не были найдены. Ученые предполагают, что их изготавливали из биоразлагаемых материалов, таких как растительные шипы, колючки, нити или сухожилия животных, которые не смогли сохраниться на протяжении тысячелетий.
Наиболее интригующим аспектом стало обнаружение того, что многие татуировки на теле мумии были намеренно разрезаны во время процесса бальзамирования. Этот факт поставил перед исследователями новые вопросы о верованиях пазырыкцев, связанных с загробной жизнью и значением татуировок.
Существуют две основные гипотезы, объясняющие этот ритуал. Согласно первой, пазырыкцы могли не верить, что символическое значение татуировок переносится в загробный мир. Вторая гипотеза предполагает, что разрезание узоров имело особое ритуальное значение, пока не понятное ученым.
Наблюдение, что у данной мумии были разрезаны татуировки на предплечьях, но нетронутыми остались узоры на кистях, указывает на сложность ритуала и открывает новые направления для будущих исследований. Остаются открытыми вопросы о том, кем были татуировщики, работали ли они в специальных мастерских или во время ритуальных церемоний.