Новое генетическое исследование, опубликованное 30 апреля 2023 года в журнале Nature, подтвердило то, что племя Пикурис Пуэбло в Нью-Мексико знало на протяжении многих поколений – они действительно являются прямыми потомками древних жителей Чако-Каньона, располагавшегося в 275 километрах к западу от их нынешнего поселения.

Уникальность этого исследования заключается в том, что инициаторами выступили сами представители Пикурис. Лейтенант-губернатор Пикурис Пуэбло Крейг Кванчелло, ставший соавтором исследования, привлек команду ученых во главе с эволюционным генетиком Эске Виллерслевом из Копенгагенского университета. Виллерслев ранее уже работал с древней североамериканской ДНК, включая анализ 8500-летнего скелета «человека из Кенневика».
Исследователи проанализировали ДНК 16 человек, погребенных в Пикурис Пуэбло 500-700 лет назад, и сравнили их с образцами крови 13 нынешних членов племени. Для более полной картины в исследование включили ДНК древних и современных людей из Сибири и обеих Америк, а также останки людей, похороненных в самом большом каменном Великом Доме в Чако-Каньоне.
Результаты однозначно показали тесные генетические связи между древними и современными представителями Пикурис. Особенно важно, что было подтверждено материнское происхождение от родовых линий Чако-Каньона – центра развитой культуры, существовавшей в 850-1150 годах нашей эры и включавшей сеть из более чем 200 сообществ Великих Домов.
Исследование опровергло распространенную археологическую теорию о том, что после упадка Чако произошел полный региональный исход населения. Напротив, генетические данные показывают, что популяция Пикурис оставалась стабильной – около 3000 человек – даже после того, как Чако был заброшен около 1150 года. Лишь в останках, датируемых после 1535 года, обнаружилась ДНК атабаскских народов, которые пришли на юго-запад около 1450 года.
Драматическое сокращение численности Пикурис произошло уже после начала испанского колониального правления в середине 1500-х годов – популяция уменьшилась примерно на 85%. Сегодня племя Пикурис Пуэбло насчитывает всего 306 человек.
Археолог Дэвид Херст Томас из Американского музея естественной истории назвал это исследование «знаковым проектом». В отличие от предыдущих исследований, народ Пикурис сам привлек ученых и сохранил контроль над проектом. Результаты исследования также предполагают, что общины пуэбло покинули крупные поселения Чако около 1200 года, чтобы избежать централизованной политической системы.
Это исследование имеет огромное историческое значение, поскольку научные данные теперь подтверждают устные предания, которые археологи ранее отвергали. Оно также ставит под сомнение археологические предположения о разрозненности культур коренных американцев и является частью растущего сотрудничества между учеными и коренными общинами, направленного на поиск генетических связей.
Федеральный закон 1990 года, требующий репатриации останков и артефактов коренных американцев, в сочетании с достижениями в технологии анализа ДНК, помог связать древние скелетные находки с современными племенами. Это открывает новую главу в понимании истории коренных народов Америки, где наука наконец подтверждает то, что было сохранено в устных традициях на протяжении веков.

Изображение носит иллюстративный характер
Уникальность этого исследования заключается в том, что инициаторами выступили сами представители Пикурис. Лейтенант-губернатор Пикурис Пуэбло Крейг Кванчелло, ставший соавтором исследования, привлек команду ученых во главе с эволюционным генетиком Эске Виллерслевом из Копенгагенского университета. Виллерслев ранее уже работал с древней североамериканской ДНК, включая анализ 8500-летнего скелета «человека из Кенневика».
Исследователи проанализировали ДНК 16 человек, погребенных в Пикурис Пуэбло 500-700 лет назад, и сравнили их с образцами крови 13 нынешних членов племени. Для более полной картины в исследование включили ДНК древних и современных людей из Сибири и обеих Америк, а также останки людей, похороненных в самом большом каменном Великом Доме в Чако-Каньоне.
Результаты однозначно показали тесные генетические связи между древними и современными представителями Пикурис. Особенно важно, что было подтверждено материнское происхождение от родовых линий Чако-Каньона – центра развитой культуры, существовавшей в 850-1150 годах нашей эры и включавшей сеть из более чем 200 сообществ Великих Домов.
Исследование опровергло распространенную археологическую теорию о том, что после упадка Чако произошел полный региональный исход населения. Напротив, генетические данные показывают, что популяция Пикурис оставалась стабильной – около 3000 человек – даже после того, как Чако был заброшен около 1150 года. Лишь в останках, датируемых после 1535 года, обнаружилась ДНК атабаскских народов, которые пришли на юго-запад около 1450 года.
Драматическое сокращение численности Пикурис произошло уже после начала испанского колониального правления в середине 1500-х годов – популяция уменьшилась примерно на 85%. Сегодня племя Пикурис Пуэбло насчитывает всего 306 человек.
Археолог Дэвид Херст Томас из Американского музея естественной истории назвал это исследование «знаковым проектом». В отличие от предыдущих исследований, народ Пикурис сам привлек ученых и сохранил контроль над проектом. Результаты исследования также предполагают, что общины пуэбло покинули крупные поселения Чако около 1200 года, чтобы избежать централизованной политической системы.
Это исследование имеет огромное историческое значение, поскольку научные данные теперь подтверждают устные предания, которые археологи ранее отвергали. Оно также ставит под сомнение археологические предположения о разрозненности культур коренных американцев и является частью растущего сотрудничества между учеными и коренными общинами, направленного на поиск генетических связей.
Федеральный закон 1990 года, требующий репатриации останков и артефактов коренных американцев, в сочетании с достижениями в технологии анализа ДНК, помог связать древние скелетные находки с современными племенами. Это открывает новую главу в понимании истории коренных народов Америки, где наука наконец подтверждает то, что было сохранено в устных традициях на протяжении веков.