Ssylka

Двойное согласие: как “да, да” скрывает протест и боль военных лет

Имя Хисайе Ямамото занимает особое место в истории американской литературы. Несмотря на то, что она предпочитала называть себя домохозяйкой, а не профессиональным писателем, её короткие рассказы о жизни японских американцев, особенно женщин, стали знаковыми для понимания вопросов идентичности, гендера и травмы. Её литературная карьера началась в конце 1940-х годов, сразу после освобождения из лагеря для интернированных. Наиболее известна Ямамото благодаря сборнику «Семнадцать слогов и другие рассказы», опубликованному в 1988 году. Впервые рассказ «Семнадцать слогов» вышел в свет в 1949 году и был посвящён жизни фермерской общины Калифорнии накануне войны.
Двойное согласие: как “да, да” скрывает протест и боль военных лет
Изображение носит иллюстративный характер

Учёный Синтия Ву предложила новый взгляд на произведения Ямамото, отметив, что ранние исследования концентрировались на множественных формах угнетённости её героинь и их ограниченных возможностях для самостоятельных решений. Ву подчёркивает: «Большая часть ранней литературной критики творчества Ямамото сосредоточена на множественных притеснениях, с которыми сталкиваются её женские персонажи, и на стратегиях, которые они используют для манёвра в ограниченных пространствах возможной самостоятельности». Однако Ву интерпретирует «Семнадцать слогов» как произведение, поддерживающее сопротивление японских американцев-мужчин призыву в армию США во время Второй мировой войны.

Главная героиня рассказа, подросток Рози Хаяши, живёт в семье, где мать Томе находит отдушину в написании хокку, несмотря на несчастливый брак и явное неодобрение со стороны мужа. Отец Рози, имя которого не называется, не скрывает презрения к стихам жены и даже сжигает её трофей, когда она выигрывает литературный конкурс. Рози, не владеющая японским языком, разделяет отцовское отношение к поэзии матери. Уже в начале рассказа Рози лжёт, отвечая матери: «Да, да, я понимаю», чтобы избежать разговора о стихах. Этот повторяющийся мотив «да, да» становится тревожным символом вынужденного согласия, за которым скрывается истинное несогласие. Синтия Ву обращает внимание на важность такого двойного утвердительного ответа, особенно в сопоставлении с «нет, нет».

Военный контекст существенно влияет на интерпретацию текста. В 1943 году военное министерство США обязало всех японцев-мужчин в лагерях интернирования заполнить анкету с вопросами о готовности служить в армии США и о безоговорочной верности стране, а также о разрыве любых связей с императором Японии. Ответившие утвердительно были призваны в отдельные японские воинские части, отказавшиеся («нет-нет бойс») — заключены в тюрьмы. Пример такого человека — Итиро Ямада, герой романа Джона Окады «Нет-нет бой» 1957 года. После войны «нет-нет бойс» стали объектом презрения своих же общин, которых обвиняли в отсутствии патриотизма. Ву отмечает: фигура «нет-нет бой» превратилась в противоположность героя-солдата, что позволило замаскировать несправедливость интернирования и переложить вину на тех, кто не подчинился.

Мотив «нет, нет» возникает и в «Семнадцати слогах»: после ссоры родителей Рози, проникаясь злостью на обоих, представляет аварию, в которой они погибают, и мысленно повторяет: «нет, нет...». По мнению Ву, сцена с воображаемыми изломанными телами — скрытая отсылка к жертвам войны и намёк на судьбу мужчин-нисэй в годы военных конфликтов. Тема уязвимости японских мужчин проходит и через другие рассказы Ямамото, например, в «Землетрясении Ёнэко», где девочка теряет младшего брата после аборта матери.

Кульминация «Семнадцати слогов» строится на исповеди Томе: чтобы удержать Рози от романа с мексиканским рабочим, она рассказывает о рождении мёртвого сына вне брака в Японии почти двадцать лет назад и о вынужденной эмиграции ради брака по договорённости. Томе требует: «Пообещай, что никогда не выйдешь замуж!», на что Рози отвечает: «Да, да, обещаю». Томе подозревает, что дочь лжёт. Ву связывает это финальное «да, да» с обнаружением старшего брата Рози, который мог бы стать жертвой интернирования. Таким образом, рассказ критикует действия США по отношению к нисэй и проводит параллель между отношениями матери и дочери и отношениями государства с гражданами.

Синтия Ву утверждает, что материнская власть Томе над Рози аналогична принуждению нисэй-мужчин со стороны американской администрации. Вынужденное «да, да» оказывается ненадёжным и неискренним. Для многих мужчин японского происхождения выбор служить в армии был крайне ограничен обстоятельствами. Большинство критиков анализируют рассказ как историю о женском молчании и отношениях матери с дочерью, однако Ву видит в произведении попытку Ямамото создать «политические альянсы через гендерные границы», объединяя интересы женщин и мужчин в условиях военной несправедливости.

Работы Ямамото — это хроника жизни японских американцев, переживших интернирование, с акцентом на травмы, вынужденные решения и изломанные судьбы. Мотив принуждённого согласия, повторяющийся в её рассказах, охватывает не только семейные отношения, но и широкий политический контекст, в котором индивидуальные судьбы оказываются заложниками государственной воли.


Новое на сайте

15287Жидкость, восстанавливающая форму: нарушение законов термодинамики 15286Аркадия ведьм: загадка Чарльза годфри Леланда и её влияние на современную магию 15285Кто станет новым героем Звёздных войн в 2027 году? 15283Ануше Ансари | Почему космические исследования важны для Земли 15282Гизем Гумбуская | Синтетический морфогенез: самоконструирующиеся живые архитектуры по... 15281Как предпринимателю остаться хозяином своей судьбы? 15280Люси: путешествие к древним обломкам солнечной системы 15279Роберт Лиллис: извлеченные уроки для экономически эффективных исследований дальнего... 15278Почему супермен до сих пор остаётся символом надежды и морали? 15277Райан Гослинг в роли нового героя «Звёздных войн»: что известно о фильме Star Wars:... 15276Почему экваториальная Гвинея остаётся одной из самых закрытых и жестоких диктатур мира? 15275Почему морские слизни становятся ярче под солнцем? 15274Глен Вейль | Можем ли мы использовать ИИ для построения более справедливого общества? 15273Лириды: где и как увидеть древний звездопад в этом апреле? 15272Сдержит ли налог на однодневных туристов в Венеции наплыв гостей?