«Звездная ночь», написанная нидерландским мастером постимпрессионизма Винсентом Ван Гогом в июне 1889 года, является одним из самых узнаваемых и знаковых произведений западного искусства. Картина, вдохновленная видом из окна приюта на юге Франции перед рассветом, сейчас находится в постоянной коллекции Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.
Недавние научные дебаты поставили под сомнение популярное утверждение о том, что это абстрактное полотно точно изображает физику турбулентных потоков. Исследователи из Университета Содружества Виргинии (VCU) и Вашингтонского университета (UW) оспаривают выводы предыдущей работы, предполагавшей такую связь.
Первоначальное утверждение было опубликовано в сентябрьском номере журнала Physics of Fluids годом ранее. В статье под названием «Скрытая турбулентность в 'Звездной ночи' Ван Гога» авторы предположили, что характерные вихри на картине соответствуют теории турбулентного потока Колмогорова.
Авторы той статьи утверждали: "[Ван Гог] смог воспроизвести не только размер вихрей, но и их относительное расстояние и интенсивность на своей картине». Теория Колмогорова, названная в честь советского математика XX века Андрея Колмогорова, описывает хаотическое движение вихрей в жидкостях и газах и считается одной из самых известных в исследовании турбулентности.
Однако Мохамед Гад-эль-Хак, заслуженный профессор Инес Кодилл с кафедры механической и ядерной инженерии VCU, и Джеймс Дж. Райли, первый профессор машиностроения Paccar из Вашингтонского университета, опубликовали опровержение в последнем номере Journal of Turbulence. Их статья называется «Есть ли скрытая турбулентность в 'Звездной ночи' Винсента Ван Гога?».
Гад-эль-Хак и Райли называют выводы статьи в Physics of Fluids необоснованными и «полностью ошибочными». Они указывают, что теория Колмогорова применима к полю скоростей в потоках жидкости.
Авторы первоначальной статьи фактически ссылались на расширение теории Колмогорова, разработанное независимо Александром Обуховым и Стэнли Коррсином. Это расширение применяется к скалярным полям в турбулентном потоке, таким как плотность, температура или давление жидкости.
Именно это применение теории скалярных полей к картине Гад-эль-Хак и Райли считают фундаментально неверным. Примечательно, что оба исследователя учились у Стэнли Коррсина в Университете Джонса Хопкинса.
Джеймс Дж. Райли формулирует основное возражение так: «на картине нет идентифицируемого, измеримого скалярного свойства жидкости, которое можно было бы использовать для применения теории Обухова и Коррсина».
Второе возражение Райли заключается в том, что «предполагаемое [авторами первой статьи] атмосферное поле потока даже близко не удовлетворяет допущениям, требуемым теорией».
Таким образом, Гад-эль-Хак и Райли заключают, что предполагаемая связь между вихрями на картине Ван Гога и физикой турбулентности недействительна.
«Звездная ночь» остается завораживающим, знаковым и абстрактным произведением искусства, но ее непреходящая ценность не связана с точным научным изображением турбулентных потоков.
Недавние научные дебаты поставили под сомнение популярное утверждение о том, что это абстрактное полотно точно изображает физику турбулентных потоков. Исследователи из Университета Содружества Виргинии (VCU) и Вашингтонского университета (UW) оспаривают выводы предыдущей работы, предполагавшей такую связь.
Первоначальное утверждение было опубликовано в сентябрьском номере журнала Physics of Fluids годом ранее. В статье под названием «Скрытая турбулентность в 'Звездной ночи' Ван Гога» авторы предположили, что характерные вихри на картине соответствуют теории турбулентного потока Колмогорова.
Авторы той статьи утверждали: "[Ван Гог] смог воспроизвести не только размер вихрей, но и их относительное расстояние и интенсивность на своей картине». Теория Колмогорова, названная в честь советского математика XX века Андрея Колмогорова, описывает хаотическое движение вихрей в жидкостях и газах и считается одной из самых известных в исследовании турбулентности.
Однако Мохамед Гад-эль-Хак, заслуженный профессор Инес Кодилл с кафедры механической и ядерной инженерии VCU, и Джеймс Дж. Райли, первый профессор машиностроения Paccar из Вашингтонского университета, опубликовали опровержение в последнем номере Journal of Turbulence. Их статья называется «Есть ли скрытая турбулентность в 'Звездной ночи' Винсента Ван Гога?».
Гад-эль-Хак и Райли называют выводы статьи в Physics of Fluids необоснованными и «полностью ошибочными». Они указывают, что теория Колмогорова применима к полю скоростей в потоках жидкости.
Авторы первоначальной статьи фактически ссылались на расширение теории Колмогорова, разработанное независимо Александром Обуховым и Стэнли Коррсином. Это расширение применяется к скалярным полям в турбулентном потоке, таким как плотность, температура или давление жидкости.
Именно это применение теории скалярных полей к картине Гад-эль-Хак и Райли считают фундаментально неверным. Примечательно, что оба исследователя учились у Стэнли Коррсина в Университете Джонса Хопкинса.
Джеймс Дж. Райли формулирует основное возражение так: «на картине нет идентифицируемого, измеримого скалярного свойства жидкости, которое можно было бы использовать для применения теории Обухова и Коррсина».
Второе возражение Райли заключается в том, что «предполагаемое [авторами первой статьи] атмосферное поле потока даже близко не удовлетворяет допущениям, требуемым теорией».
Таким образом, Гад-эль-Хак и Райли заключают, что предполагаемая связь между вихрями на картине Ван Гога и физикой турбулентности недействительна.
«Звездная ночь» остается завораживающим, знаковым и абстрактным произведением искусства, но ее непреходящая ценность не связана с точным научным изображением турбулентных потоков.