Ssylka

Новая жизнь реки: восстановление транспортировки осадков после сноса дамбы Оллоки

Снос дамбы Оллоки в районе Лейцарана (Гипускоа) проводился в летние сезоны 2018 и 2019 годов для восстановления естественной динамики реки и улучшения условий обитания лосося. Европейские политики по восстановлению природных экосистем способствовали инициированию подобных проектов.
Новая жизнь реки: восстановление транспортировки осадков после сноса дамбы Оллоки
Изображение носит иллюстративный характер

Географ Аскуа Ибисате, специалист по флювиальной геоморфологии, работающий в команде UPV/EHU и исследовательской группе по восстановлению речных функций, провёл анализ изменения транспортировки осадков на основе семилетних наблюдений до, во время и после сноса дамбы.

Исследование опиралось на данные, полученные с трёх ключевых участков: выше дамбы, ниже дамбы и контрольного участка вне её воздействия. Такой подход позволил точно оценить эффект демонтажа, исключив влияние внешних факторов и выявив характерные изменения в движении камней и гальки.

Для отслеживания перемещений было задействовано 1800 камней, по 300 изделий ежегодно, каждый из которых получил уникальный код. С использованием детектора, способного считывать коды и определять GPS-координаты, удалось проследить путь каждого камня по 11-километровому участку реки, сканируемому с шагом в один метр.

Демонтаж дамбы и последующее наблюдение до 2022 года предоставили возможность изучить влияние сноса сооружения в различных гидрологических условиях. Продолжительный период мониторинга позволил получить данные, недоступные при краткосрочных проектах, что повысило надёжность выводов.

Анализ показал, что объём транспортируемых осадков значительно возрос, особенно в зонах, ранее находившихся под влиянием дамбы. Некоторые камни преодолевали расстояния до 8,8 километров в течение одного года, а процесс перемещения осадков осуществлялся постепенно, что минимизировало риск резкой осадочной волны и повреждения прибрежной инфраструктуры.

Результаты исследования позволяют прогнозировать геоморфологические реакции реки на демонтаж дамб, давая возможность разрабатывать стратегические меры для восстановления экосистем и минимизации негативного влияния на окружающую среду и сельское хозяйство.

Аскуа Ибисате подчёркивает: «Реки – это транспортная система, и для выполнения своей экологической функции они должны перемещать воду, осадки, питательные вещества и живые организмы». Сравнение дамб с «сгустками крови в венах» иллюстрирует, как их удаление способствует возвращению естественного процесса перемещения материалов по реке.


Новое на сайте

15295Боль при установке вмс: мифы, факты и новые решения 15294Где зародился свободный бит: история рейв-культуры восточной Англии 15293Есть ли шанс у новых авторов попасть в книжные магазины? 15292Действительно ли туристический налог укрепит экономику Уэльса? 15291Прививка от кори: почему болезнь опаснее, чем кажется 15290Прорыв в охране природы на острове Мэн: итоги и перемены в Manx Wildlife Trust 15289Полтысячи дней в ожидании: зачем колчестеру срочный ремонт исторического моста 15288Новые друзья старинного парка: движение за обновление веруламиума 15287Жидкость, восстанавливающая форму: нарушение законов термодинамики 15286Аркадия ведьм: загадка Чарльза годфри Леланда и её влияние на современную магию 15285Кто станет новым героем Звёздных войн в 2027 году? 15283Ануше Ансари | Почему космические исследования важны для Земли 15282Гизем Гумбуская | Синтетический морфогенез: самоконструирующиеся живые архитектуры по... 15281Как предпринимателю остаться хозяином своей судьбы? 15280Люси: путешествие к древним обломкам солнечной системы