Марсель Дюшан, завершив свою карьеру живописца загадочным полотном "Tu m'", невольно задал новый вектор в восприятии цвета в искусстве. Его работа, с одной стороны представляющая собой сочетание «реди-мейдов» и их теней, а с другой — каскад разноцветных плиток, напоминающих палитру строительного магазина, предвосхитила тенденцию коммерциализации цвета. По сути, Дюшан противопоставил цвет как эмоциональную составляющую, цвет как товар, как некий «аспирационный объект».
В то время как художники 19-го века, вдохновленные теориями Гете и Шеврёля, изучали цвет с точки зрения его воздействия на зрителя, последователи Дюшана сосредоточились на цвете как на промышленном продукте, существующем вне контекста его художественной интерпретации. Это противостояние получило своё отражение в публикациях 1963 года: «Взаимодействие цвета» Йозефа Альберса, глубоко погруженного в гармонию оттенков, и энциклопедическом сборнике оттенков Pantone, закрепившим главенство индустрии над цветовым разнообразием.
Влияние каталогов цветов Pantone и других производителей на искусство 20-го века трудно переоценить. От Энди Уорхола до Дэмиена Херста, их палитра стала неотъемлемой частью художественного языка. Однако, если проследить историческую нить, то мы обнаружим, что Дюшан своими разноцветными полосами, как и нидерландский автор 17 века А. Богерт, задолго до Pantone, в своей 800-страничной рукописи «Klaer lightende Spiegel der Verfkonst», стремился не только систематизировать все оттенки красок, но и раскрыть секреты их создания. Оба эти творца, разнесенные во времени, продемонстрировали неподдельную одержимость ускользающей сущностью цвета.
Изображение носит иллюстративный характер
В то время как художники 19-го века, вдохновленные теориями Гете и Шеврёля, изучали цвет с точки зрения его воздействия на зрителя, последователи Дюшана сосредоточились на цвете как на промышленном продукте, существующем вне контекста его художественной интерпретации. Это противостояние получило своё отражение в публикациях 1963 года: «Взаимодействие цвета» Йозефа Альберса, глубоко погруженного в гармонию оттенков, и энциклопедическом сборнике оттенков Pantone, закрепившим главенство индустрии над цветовым разнообразием.
Влияние каталогов цветов Pantone и других производителей на искусство 20-го века трудно переоценить. От Энди Уорхола до Дэмиена Херста, их палитра стала неотъемлемой частью художественного языка. Однако, если проследить историческую нить, то мы обнаружим, что Дюшан своими разноцветными полосами, как и нидерландский автор 17 века А. Богерт, задолго до Pantone, в своей 800-страничной рукописи «Klaer lightende Spiegel der Verfkonst», стремился не только систематизировать все оттенки красок, но и раскрыть секреты их создания. Оба эти творца, разнесенные во времени, продемонстрировали неподдельную одержимость ускользающей сущностью цвета.