Ssylka

Почему волшебный конь из русских сказок носит три масти одновременно?

В русских народных сказках встречается удивительный персонаж – конь по имени Сивка-бурка вещая каурка. Его имя содержит сразу три масти, что противоречит законам природы, ведь реальная лошадь не может быть одновременно сивой (серой), бурой (темно-коричневой) и каурой (рыжевато-коричневой).
Почему волшебный конь из русских сказок носит три масти одновременно?
Изображение носит иллюстративный характер

Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, сивый цвет означает серый с примесью другого оттенка, бурый располагается между коричневым и черным, а каурый представляет собой светло-каштановый, рыжеватый тон. Такое сочетание несочетаемого в имени коня неслучайно.

А. Н. Афанасьев в труде «Поэтические воззрения славян на природу» выдвигает гипотезу о том, что тройственность масти отражает древние представления о «небесном коне», способном менять окраску в зависимости от времени суток или сезона.

В. В. Иванов в «Исследованиях в области славянских древностей» связывает три масти с тремя мирами славянской мифологии: небесным (сивый – цвет облаков), земным (бурый – цвет земли) и подземным (каурый – цвет огня).

Профессор Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян» утверждает, что тройное именование указывает на магическую силу коня, где каждая масть символизирует особое волшебное свойство.

В древнерусском языке часто использовались парные и тройные конструкции для усиления значимости, они могли служить заклинанием или магическим призывом. Ранние записи сказок XVIII века показывают, что масти Сивки-бурки перечислялись в разном порядке, что подтверждает первичность их символического значения.

В. Я. Пропп в работе «Исторические корни волшебной сказки» рассматривает Сивку-бурку как комплексный символ, где принцип «три в одном» подчеркивает необычную, волшебную природу коня, что характерно для описаний магических существ в фольклоре разных народов.

Таким образом, противоречивая «трехмастность» Сивки-бурки является намеренным художественным приемом, отражающим его магическую сущность и связь с различными уровнями мироздания в представлении древних славян.


Новое на сайте