В последние годы возможности искусственного интеллекта расширились с невероятной скоростью: алгоритмы теперь способны писать электронные письма, оптимизировать сложные рабочие процессы и создавать реалистичные видео. Общество вкладывает колоссальные объемы энергии и капитала в имитацию этой единственной, узкой формы человеческого мышления. Однако, несмотря на демонстрацию впечатляющих навыков, в научной среде сохраняется скептицизм относительно того, действительно ли ИИ что-то «понимает» или обладает истинным разумом. Эта технологическая одержимость заставляет человечество упускать из виду децентрализованные и высокоадаптивные формы интеллекта, широко представленные в природе.

Существует весомый аргумент в пользу того, что организм без мозга, такой как слизевик, в определенных контекстах может считаться более разумным, чем человек. Мир насыщен «сверхразумными системами», которые остаются непризнанными лишь потому, что не используют язык. Вода адаптируется к контейнерам, преодолевает препятствия и со временем вырезает каньоны. Деревья обмениваются питательными веществами под землей, предупреждают соседей об угрозах и регулируют свой рост в зависимости от света и ветра, а леса функционируют как сложные «децентрализованные разумы».
Игнорирование биологической природы человека проявляется и в отношении ко сну. Современная бизнес-культура и технологическая среда часто рассматривают сон как слабость, транслируя установки вроде «отосплюсь на том свете». Даже стандартные контраргументы, защищающие отдых, остаются утилитарными, представляя сон исключительно как «инструмент», необходимый для восстановления производительности и креативности. Такой подход игнорирует тот факт, что люди — это живые животные, управляемые естественными ритмами смены времен года и дня и ночи, а не машины, созданные для вечного движения.
Сара Протази, профессор философии из Университета Пьюджет-Саунд в штате Вашингтон, в своем эссе предлагает философскую защиту сна. Она утверждает, что сон делает нас по-настоящему людьми и представляет собой опыт «радикальной уязвимости». Это состояние ценно само по себе как форма глубокой связи с природой, а не как способ повышения эффективности труда.
Понимание текущего момента невозможно без анализа того, как мы обсуждаем экономику и потребляем информацию. В материале Кайлы Скэнлон под названием «Все играют в азартные игры, и никто не счастлив» (Everyone is Gambling and No One is Happy) отмечается, что на восприятие реальности влияют три культурных фактора: адаптация после пандемии, «микро-солипсизм», вызванный смартфонами, и наблюдение молодых поколений за тем, как в политике вознаграждается «объективная недоброжелательность».
Скэнлон вводит понятие «эпистемический дрейф», также именуемое «мозгом средневекового крестьянина». Ярким примером этого явления служат люди, которые кладут картофель в носки, чтобы «вытянуть токсины», следуя дезинформации из интернета. Это демонстрирует, как отсутствие критического мышления на фоне переизбытка данных приводит к абсурдным действиям.
Проблему информационного шума развивает ресурс Farnam Street в статье «Перестаньте читать новости» (Stop Reading News). Основная идея заключается в том, что потребление новостей увеличивает объем информации, но снижает мудрость и понимание. Используется метафора «пожарного шланга»: современные люди «тонут в фактах, но голодают по реальным знаниям». Технологии обменяли тщательное обдумывание на скорость, а реальное понимание — на бесконечные обновления.
Современные новости безжалостны по своему дизайну: истории вспыхивают ярко и быстро умирают. В результате действительно важные вопросы теряются в «бесконечном потоке болтовни». Переосмысление подходов к интеллекту, сну и потреблению информации становится необходимым условием для сохранения адекватного восприятия мира в условиях технологического давления.

Изображение носит иллюстративный характер
Существует весомый аргумент в пользу того, что организм без мозга, такой как слизевик, в определенных контекстах может считаться более разумным, чем человек. Мир насыщен «сверхразумными системами», которые остаются непризнанными лишь потому, что не используют язык. Вода адаптируется к контейнерам, преодолевает препятствия и со временем вырезает каньоны. Деревья обмениваются питательными веществами под землей, предупреждают соседей об угрозах и регулируют свой рост в зависимости от света и ветра, а леса функционируют как сложные «децентрализованные разумы».
Игнорирование биологической природы человека проявляется и в отношении ко сну. Современная бизнес-культура и технологическая среда часто рассматривают сон как слабость, транслируя установки вроде «отосплюсь на том свете». Даже стандартные контраргументы, защищающие отдых, остаются утилитарными, представляя сон исключительно как «инструмент», необходимый для восстановления производительности и креативности. Такой подход игнорирует тот факт, что люди — это живые животные, управляемые естественными ритмами смены времен года и дня и ночи, а не машины, созданные для вечного движения.
Сара Протази, профессор философии из Университета Пьюджет-Саунд в штате Вашингтон, в своем эссе предлагает философскую защиту сна. Она утверждает, что сон делает нас по-настоящему людьми и представляет собой опыт «радикальной уязвимости». Это состояние ценно само по себе как форма глубокой связи с природой, а не как способ повышения эффективности труда.
Понимание текущего момента невозможно без анализа того, как мы обсуждаем экономику и потребляем информацию. В материале Кайлы Скэнлон под названием «Все играют в азартные игры, и никто не счастлив» (Everyone is Gambling and No One is Happy) отмечается, что на восприятие реальности влияют три культурных фактора: адаптация после пандемии, «микро-солипсизм», вызванный смартфонами, и наблюдение молодых поколений за тем, как в политике вознаграждается «объективная недоброжелательность».
Скэнлон вводит понятие «эпистемический дрейф», также именуемое «мозгом средневекового крестьянина». Ярким примером этого явления служат люди, которые кладут картофель в носки, чтобы «вытянуть токсины», следуя дезинформации из интернета. Это демонстрирует, как отсутствие критического мышления на фоне переизбытка данных приводит к абсурдным действиям.
Проблему информационного шума развивает ресурс Farnam Street в статье «Перестаньте читать новости» (Stop Reading News). Основная идея заключается в том, что потребление новостей увеличивает объем информации, но снижает мудрость и понимание. Используется метафора «пожарного шланга»: современные люди «тонут в фактах, но голодают по реальным знаниям». Технологии обменяли тщательное обдумывание на скорость, а реальное понимание — на бесконечные обновления.
Современные новости безжалостны по своему дизайну: истории вспыхивают ярко и быстро умирают. В результате действительно важные вопросы теряются в «бесконечном потоке болтовни». Переосмысление подходов к интеллекту, сну и потреблению информации становится необходимым условием для сохранения адекватного восприятия мира в условиях технологического давления.