Небольшие мышцы, расположенные вокруг ушной раковины, обычно рассматриваемые как бесполезные остатки эволюции, оказывается, играют более активную роль в нашей повседневной жизни, чем предполагалось ранее. Эти так называемые аурикулярные мышцы, а именно верхняя, задняя и еще одна крупная мышца, когда-то позволяли нашим предкам поворачивать и настраивать уши для лучшего улавливания звуков. Но эволюция сделала свое дело, и примерно 25 миллионов лет назад люди потеряли эту способность, перейдя к более развитым визуальным и вокальным системам. С тех пор эти мышцы считались рудиментарными, способными разве что к подергиваниям ушами.
Недавнее исследование, проведенное в Саарландском университете под руководством Андреаса Шрёера и опубликованное в журнале Frontiers in Neuroscience, перевернуло это представление. Ученые обнаружили, что аурикулярные мышцы активируются не только рефлекторно, но и при осознанном, напряженном слушании. Особенно интересным оказался тот факт, что активность верхней аурикулярной мышцы напрямую связана с уровнем концентрации внимания, требуемым для восприятия звуков.
Для проведения исследования использовалась электромиография (ЭМГ) – метод, позволяющий измерять электрическую активность мышц. В исследовании приняли участие 20 человек без нарушений слуха. Участникам предлагалось прослушать аудиокнигу, параллельно отвлекаясь на подкасты разной степени сложности. Каждому участнику было проведено 12 пятиминутных сессий. Во время тестов фиксировалась активность мышц, а сами участники оценивали свои усилия и точность восприятия аудиокниги.
Результаты эксперимента показали, что задняя аурикулярная мышца реагирует на изменения направления звука. Однако самым удивительным стало то, что верхняя аурикулярная мышца проявляла активность только во время прослушивания в условиях повышенной сложности, когда участникам приходилось прикладывать больше усилий для понимания аудиокниги. Иными словами, чем сложнее было слушать, тем активнее работала эта мышца.
Более того, наблюдалась прямая связь между активностью верхней аурикулярной мышцы, усилиями, которые участники прилагали при прослушивании, и точностью восприятия аудиокниги. Чем сложнее была задача, тем больше усилий требовалось, тем активнее была мышца и тем хуже становилось понимание текста. Это говорит о том, что активность верхней аурикулярной мышцы может служить объективным показателем усилий, которые человек прикладывает при слушании.
Хотя эти мышцы и активизируются во время усиленного слушания, движения ушей, которые они вызывают, настолько малы, что не дают никакого заметного преимущества для слуха. Скорее, их работа является рудиментарным проявлением когда-то функциональной системы определения местоположения звука. Это открытие заставляет нас по-новому взглянуть на роль аурикулярных мышц, которые до недавнего времени считались не более чем пережитком прошлого.
Данное исследование открывает новые перспективы для изучения механизмов внимания и слухового восприятия. Понимание того, как мозг задействует эти мышцы при сложных слуховых задачах, может помочь в разработке новых методов диагностики и лечения нарушений слуха.
В будущем ученые планируют провести более масштабные исследования с участием различных групп людей, включая тех, у кого есть проблемы со слухом. Также, планируется изучить, как мышечное напряжение и миниатюрные движения ушей влияют на передачу звука. Кроме того, необходимо проводить эксперименты в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям повседневной жизни.
Изображение носит иллюстративный характер
Недавнее исследование, проведенное в Саарландском университете под руководством Андреаса Шрёера и опубликованное в журнале Frontiers in Neuroscience, перевернуло это представление. Ученые обнаружили, что аурикулярные мышцы активируются не только рефлекторно, но и при осознанном, напряженном слушании. Особенно интересным оказался тот факт, что активность верхней аурикулярной мышцы напрямую связана с уровнем концентрации внимания, требуемым для восприятия звуков.
Для проведения исследования использовалась электромиография (ЭМГ) – метод, позволяющий измерять электрическую активность мышц. В исследовании приняли участие 20 человек без нарушений слуха. Участникам предлагалось прослушать аудиокнигу, параллельно отвлекаясь на подкасты разной степени сложности. Каждому участнику было проведено 12 пятиминутных сессий. Во время тестов фиксировалась активность мышц, а сами участники оценивали свои усилия и точность восприятия аудиокниги.
Результаты эксперимента показали, что задняя аурикулярная мышца реагирует на изменения направления звука. Однако самым удивительным стало то, что верхняя аурикулярная мышца проявляла активность только во время прослушивания в условиях повышенной сложности, когда участникам приходилось прикладывать больше усилий для понимания аудиокниги. Иными словами, чем сложнее было слушать, тем активнее работала эта мышца.
Более того, наблюдалась прямая связь между активностью верхней аурикулярной мышцы, усилиями, которые участники прилагали при прослушивании, и точностью восприятия аудиокниги. Чем сложнее была задача, тем больше усилий требовалось, тем активнее была мышца и тем хуже становилось понимание текста. Это говорит о том, что активность верхней аурикулярной мышцы может служить объективным показателем усилий, которые человек прикладывает при слушании.
Хотя эти мышцы и активизируются во время усиленного слушания, движения ушей, которые они вызывают, настолько малы, что не дают никакого заметного преимущества для слуха. Скорее, их работа является рудиментарным проявлением когда-то функциональной системы определения местоположения звука. Это открытие заставляет нас по-новому взглянуть на роль аурикулярных мышц, которые до недавнего времени считались не более чем пережитком прошлого.
Данное исследование открывает новые перспективы для изучения механизмов внимания и слухового восприятия. Понимание того, как мозг задействует эти мышцы при сложных слуховых задачах, может помочь в разработке новых методов диагностики и лечения нарушений слуха.
В будущем ученые планируют провести более масштабные исследования с участием различных групп людей, включая тех, у кого есть проблемы со слухом. Также, планируется изучить, как мышечное напряжение и миниатюрные движения ушей влияют на передачу звука. Кроме того, необходимо проводить эксперименты в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям повседневной жизни.