Современное телевидение переживает бум шпионских триллеров, что является явным отражением растущей тревоги в обществе. В эпоху геополитической нестабильности, подорванного доверия к правительствам и размытых границ морали, шпионский жанр находит отклик в сердцах зрителей. Он не просто развлекает, но и отражает коллективные страхи и беспокойства.
Корни жанра уходят в глубь веков: ещё в 1821 году Джеймс Фенимор Купер опубликовал роман «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», положив начало литературному осмыслению шпионажа. В XIX веке шпионские истории отражали политические и военные конфликты, а с наступлением Холодной войны они получили новый импульс, породив таких мастеров как Джон Ле Карре и Лен Дейтон, создавших мрачную и реалистичную картину мира разведки. Сегодня жанр переживает новый виток, его популярность растет как в литературе, так и на телевидении. Книжный рынок шпионских романов в Великобритании вырос на 45% за год, достигнув 9,7 миллиона фунтов стерлингов (12 миллионов долларов) в 2024 году.
Современные шпионские триллеры отходят от привычного противостояния сверхдержав. В центре внимания оказываются новые угрозы: климатический кризис, торговля людьми, и, что особенно важно, недоверие к собственным правительствам. По опросам 2024 года, проведенным Национальным центром социальных исследований, 45% жителей Великобритании практически никогда не доверяют своему правительству, которое, по их мнению, ставит нужды нации на первое место. В Соединенных Штатах ситуация не лучше: согласно исследованию Gallup 2023 года, лишь 8% американцев испытывают «большое доверие» к Конгрессу, а Pew Research Center сообщает, что только 22% взрослых американцев доверяют федеральному правительству. Это недоверие просачивается и на экраны, находит отражение в сюжетах о коррупции, предательстве и злоупотреблении властью.
Моральная амбивалентность стала неотъемлемой чертой современного шпионского триллера. Герои больше не делятся на однозначных «хороших» и «плохих», а скорее балансируют на грани, совершая сомнительные поступки ради достижения своих целей. Персонаж Вилланель, воплощенная Джоди Комер в «Убивая Еву», – яркий пример такого «антигероя», чья жестокость сочетается с неоспоримым обаянием.
Сюжеты некоторых новых сериалов исследуют феномен приватизации разведки. Сериал «Чёрные голуби» от Netflix, где ключевые роли играют Бен Уишоу (Сэм Янг) и Кира Найтли (Хелен Вебб), рассказывает о частной разведывательной службе, что является отражением восприятия неэффективности государственных институтов. Сюжет о приватизации шпионажа находит отклик у зрителей, поскольку подчёркивает страх перед тем, что власть переходит в руки частных компаний.
Психологическое воздействие шпионских триллеров также играет важную роль в их популярности. По мнению доктора Джастина Спрея, члена Британского психологического общества, эти истории дают зрителям ощущение контроля. Они предлагают четкие сценарии «добра против зла», активируя систему вознаграждения в мозге, удовлетворяют природное любопытство и позволяют безопасно исследовать сложные мировые проблемы. Сериалы, такие как «Ночной агент», основанный на романе Мэттью Квирка и ставший 7-м самым просматриваемым шоу Netflix с 98,2 миллионами просмотров, с участием Габриэля Бассо (Питер Сазерленд), успешно используют эти механизмы.
Также, современные шпионские шоу стремятся привлечь более молодую аудиторию. Вместо серьезного и прямолинейного подхода более старых сериалов, таких как «Шпионы», «Родина» или "24 часа», новые сериалы, например, «Замедленные лошади», «Убивая Еву», «Мистер и миссис Смит», и «Ночной агент» отличаются большей иронией, юмором и дерзостью. Сериал «Мистер и миссис Смит», где ключевую роль играет загадочная компьютерная система HiHi и Марк Эйдельштейн, является ярким примером такого нового подхода. Эйдельштейн также играет в фильме «Анора», который пророчат на получение Оскара.
Примером того, как жанр адаптируется к новым реалиям, является сериал «Агент», американская адаптация французского триллера «Бюро легенд», а также новая премьера Apple TV+, «Главная мишень» с Лео Вудоллом (Эдвард Брукс). Обновление классического сюжета 1970-х годов «День Шакала» с Эдди Редмэйном в главной роли также свидетельствует о том, что старые сюжеты находят новое прочтение в современном контексте.
Шпионские триллеры, таким образом, не просто развлекают. Они являются своего рода культурным барометром, измеряющим уровень тревоги, недоверия и социальной напряженности. Они помогают нам осмыслить мир вокруг, и дают безопасную возможность пережить на экране наши страхи.
Изображение носит иллюстративный характер
Корни жанра уходят в глубь веков: ещё в 1821 году Джеймс Фенимор Купер опубликовал роман «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», положив начало литературному осмыслению шпионажа. В XIX веке шпионские истории отражали политические и военные конфликты, а с наступлением Холодной войны они получили новый импульс, породив таких мастеров как Джон Ле Карре и Лен Дейтон, создавших мрачную и реалистичную картину мира разведки. Сегодня жанр переживает новый виток, его популярность растет как в литературе, так и на телевидении. Книжный рынок шпионских романов в Великобритании вырос на 45% за год, достигнув 9,7 миллиона фунтов стерлингов (12 миллионов долларов) в 2024 году.
Современные шпионские триллеры отходят от привычного противостояния сверхдержав. В центре внимания оказываются новые угрозы: климатический кризис, торговля людьми, и, что особенно важно, недоверие к собственным правительствам. По опросам 2024 года, проведенным Национальным центром социальных исследований, 45% жителей Великобритании практически никогда не доверяют своему правительству, которое, по их мнению, ставит нужды нации на первое место. В Соединенных Штатах ситуация не лучше: согласно исследованию Gallup 2023 года, лишь 8% американцев испытывают «большое доверие» к Конгрессу, а Pew Research Center сообщает, что только 22% взрослых американцев доверяют федеральному правительству. Это недоверие просачивается и на экраны, находит отражение в сюжетах о коррупции, предательстве и злоупотреблении властью.
Моральная амбивалентность стала неотъемлемой чертой современного шпионского триллера. Герои больше не делятся на однозначных «хороших» и «плохих», а скорее балансируют на грани, совершая сомнительные поступки ради достижения своих целей. Персонаж Вилланель, воплощенная Джоди Комер в «Убивая Еву», – яркий пример такого «антигероя», чья жестокость сочетается с неоспоримым обаянием.
Сюжеты некоторых новых сериалов исследуют феномен приватизации разведки. Сериал «Чёрные голуби» от Netflix, где ключевые роли играют Бен Уишоу (Сэм Янг) и Кира Найтли (Хелен Вебб), рассказывает о частной разведывательной службе, что является отражением восприятия неэффективности государственных институтов. Сюжет о приватизации шпионажа находит отклик у зрителей, поскольку подчёркивает страх перед тем, что власть переходит в руки частных компаний.
Психологическое воздействие шпионских триллеров также играет важную роль в их популярности. По мнению доктора Джастина Спрея, члена Британского психологического общества, эти истории дают зрителям ощущение контроля. Они предлагают четкие сценарии «добра против зла», активируя систему вознаграждения в мозге, удовлетворяют природное любопытство и позволяют безопасно исследовать сложные мировые проблемы. Сериалы, такие как «Ночной агент», основанный на романе Мэттью Квирка и ставший 7-м самым просматриваемым шоу Netflix с 98,2 миллионами просмотров, с участием Габриэля Бассо (Питер Сазерленд), успешно используют эти механизмы.
Также, современные шпионские шоу стремятся привлечь более молодую аудиторию. Вместо серьезного и прямолинейного подхода более старых сериалов, таких как «Шпионы», «Родина» или "24 часа», новые сериалы, например, «Замедленные лошади», «Убивая Еву», «Мистер и миссис Смит», и «Ночной агент» отличаются большей иронией, юмором и дерзостью. Сериал «Мистер и миссис Смит», где ключевую роль играет загадочная компьютерная система HiHi и Марк Эйдельштейн, является ярким примером такого нового подхода. Эйдельштейн также играет в фильме «Анора», который пророчат на получение Оскара.
Примером того, как жанр адаптируется к новым реалиям, является сериал «Агент», американская адаптация французского триллера «Бюро легенд», а также новая премьера Apple TV+, «Главная мишень» с Лео Вудоллом (Эдвард Брукс). Обновление классического сюжета 1970-х годов «День Шакала» с Эдди Редмэйном в главной роли также свидетельствует о том, что старые сюжеты находят новое прочтение в современном контексте.
Шпионские триллеры, таким образом, не просто развлекают. Они являются своего рода культурным барометром, измеряющим уровень тревоги, недоверия и социальной напряженности. Они помогают нам осмыслить мир вокруг, и дают безопасную возможность пережить на экране наши страхи.