Цены на бензин в Казахстане существенно ниже, чем в России, несмотря на то, что обе страны являются крупными производителями нефти. Причина этого ценового парадокса кроется не в затратах на добычу или переработку, а в кардинально разных налоговых подходах.
В структуре цены на бензин в Казахстане сырье занимает 31%, переработка 19%, транспорт 6%, содержание АЗС 6%, торговая наценка 2%, и налоги 36%. В России же, эти показатели составляют 12%, 6%, 3%, 3%, 5% и 71%, соответственно. Огромная разница в налогообложении является ключевым фактором, определяющим цену на бензин для конечного потребителя.
Российская налоговая политика, с более высокими акцизами и налогами на добычу полезных ископаемых, обусловлена большим внутренним рынком, более высокими средними зарплатами и бюджетными потребностями, а также формированием фонда национального благосостояния. Казахстан, наоборот, сталкивается с проблемой недополучения прибыли из-за низких цен, что приводит к «серому» импорту топлива из соседних стран.
В то время как российское правительство стремится к наполнению бюджета за счет высоких налогов на топливо, Казахстан вынужден обеспечивать своих граждан более дешевым бензином, хотя некоторые экономисты и политики страны не видят в этом большого плюса. Выбор между этими двумя системами остается за потребителями, но очевидно, что налоговая политика является определяющим фактором в ценообразовании на топливо.
Изображение носит иллюстративный характер
В структуре цены на бензин в Казахстане сырье занимает 31%, переработка 19%, транспорт 6%, содержание АЗС 6%, торговая наценка 2%, и налоги 36%. В России же, эти показатели составляют 12%, 6%, 3%, 3%, 5% и 71%, соответственно. Огромная разница в налогообложении является ключевым фактором, определяющим цену на бензин для конечного потребителя.
Российская налоговая политика, с более высокими акцизами и налогами на добычу полезных ископаемых, обусловлена большим внутренним рынком, более высокими средними зарплатами и бюджетными потребностями, а также формированием фонда национального благосостояния. Казахстан, наоборот, сталкивается с проблемой недополучения прибыли из-за низких цен, что приводит к «серому» импорту топлива из соседних стран.
В то время как российское правительство стремится к наполнению бюджета за счет высоких налогов на топливо, Казахстан вынужден обеспечивать своих граждан более дешевым бензином, хотя некоторые экономисты и политики страны не видят в этом большого плюса. Выбор между этими двумя системами остается за потребителями, но очевидно, что налоговая политика является определяющим фактором в ценообразовании на топливо.