Недавние исследования с использованием лазерной абляции подтвердили, что наскальные изображения на острове Сулавеси, Индонезия, имеют возраст не менее 51 200 лет. Это делает их одними из самых древних образцов фигуративного искусства в мире, бросая вызов сложившимся представлениям о том, где и когда у людей развилась способность к созданию изображений, представляющих реальные объекты. Ранее возраст этих рисунков оценивался в 45 500 лет.
Для определения возраста специалисты используют измерение распада урана в слоях горной породы. Традиционный метод отбора образцов и их дальнейший анализ в спектрометре не всегда точен, поскольку часто включает в себя не только исходный слой, где нанесен рисунок, но и более поздние наслоения. Лазерная абляция позволяет сканировать породу, не повреждая ее, и точно определять возраст только необходимых слоев.
Открытие ставит под сомнение теорию о том, что фигуративное искусство возникло в Европе в позднем плейстоцене. Наличие этих изображений на Сулавеси, выполненных задолго до предполагаемой миграции древних людей в Азию, предполагает, что способность к созданию таких рисунков могла появиться гораздо раньше и в другом месте.
Тем не менее, пока остается открытым вопрос, кто именно создал эти изображения. Сулавеси населяли и другие виды гоминидов, поэтому не исключено, что авторами являются не предки современных людей, а другие, вымершие виды. Впрочем, это открытие может также означать, что Homo sapiens научились изображать мир вокруг себя значительно раньше, чем считалось прежде. Разгадка этого вопроса имеет большое значение для понимания развития когнитивных способностей человека и зарождения цивилизации.
Изображение носит иллюстративный характер
Для определения возраста специалисты используют измерение распада урана в слоях горной породы. Традиционный метод отбора образцов и их дальнейший анализ в спектрометре не всегда точен, поскольку часто включает в себя не только исходный слой, где нанесен рисунок, но и более поздние наслоения. Лазерная абляция позволяет сканировать породу, не повреждая ее, и точно определять возраст только необходимых слоев.
Открытие ставит под сомнение теорию о том, что фигуративное искусство возникло в Европе в позднем плейстоцене. Наличие этих изображений на Сулавеси, выполненных задолго до предполагаемой миграции древних людей в Азию, предполагает, что способность к созданию таких рисунков могла появиться гораздо раньше и в другом месте.
Тем не менее, пока остается открытым вопрос, кто именно создал эти изображения. Сулавеси населяли и другие виды гоминидов, поэтому не исключено, что авторами являются не предки современных людей, а другие, вымершие виды. Впрочем, это открытие может также означать, что Homo sapiens научились изображать мир вокруг себя значительно раньше, чем считалось прежде. Разгадка этого вопроса имеет большое значение для понимания развития когнитивных способностей человека и зарождения цивилизации.