Археологи, работающие в регионе долины Нила, известном как Нубия (современный Судан), обнаружили доказательства существования практики татуирования детей, возраст которых составлял всего 18 месяцев. Это открытие относится к периоду 1400-летней давности, когда в регион активно проникало христианство. Исследование показало, что нанесение перманентных рисунков на кожу было широко распространенным явлением, охватывающим различные возрастные группы и полы, однако особенно выделяется высокая концентрация татуированных детей.

Ведущий автор исследования Энн Остин, археолог из Университета Миссури–Сент-Луис, опубликовала результаты своей работы 15 декабря в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences). В интервью для Live Science она подробно рассказала о масштабах исследования. Команда изучила 1048 мумифицированных человеческих останков, собранных с трех археологических памятников в современном Судане. Всего было задокументировано 27 человек с татуировками.
Особое внимание ученые уделили кладбищу в Кулубнарти на севере Судана, которое использовалось в христианскую эпоху между 650 и 1000 годами нашей эры. Для выявления рисунков, невидимых невооруженным глазом, применялась микроскопия с инфракрасным освещением, способным проникать в глубокие слои кожи. На этом конкретном участке было выявлено 17 человек с определенными татуировками и 6 человек с возможными выцветшими следами пигмента. Демографический анализ показал, что большинство татуированных индивидов были детьми младше 11 лет.
Самым юным носителем подтвержденной татуировки оказался младенец возрастом 18 месяцев. Кроме того, исследователи обнаружили останки трехлетней девочки, у которой новая татуировка была нанесена прямо поверх старой, что свидетельствует о повторяемости процедуры. Анализ показал, что для нанесения рисунков, вероятно, использовались ножи, а не иглы, на что указывает характерная форма отметин. Энн Остин отметила, что процесс, скорее всего, проходил довольно быстро и по уровню болевых ощущений был сопоставим с прокалыванием ушей или обрезанием новорожденных.
Локализация татуировок также оказалась специфической. Только у двух человек рисунки были найдены на спине, у остальных же они располагались на лице: на лбу, висках, щеках или бровях. На участке Семна Южная была найдена правая рука женщины с геометрическими татуировками из скоплений точек и тире. Однако наиболее частым дизайном, встречающимся у детей, были четыре точки, расположенные в форме ромба на лбу.
Археологи рассматривают две основные теории, объясняющие эту практику. Первая связана с религиозным символизмом и желанием отметить детей как христиан. Узор в виде ромба из четырех точек может символизировать христианский крест. Исследователи предполагают, что нанесение татуировок могло быть частью ритуала крещения. В поддержку религиозной версии говорит и тот факт, что ранее на теле возрастом 1300 лет в Судане уже находили татуировку, символизирующую Христа.
Вторая теория носит медицинский и защитный характер. Высокий процент татуированных маленьких детей указывает на то, что население сталкивалось с серьезными проблемами со здоровьем. Татуировки на лбу могли быть попыткой лечения головных болей или высокой температуры, связанных с малярией — заболеванием, имеющим долгую историю в долине Нила. Таким образом, рисунки могли служить магической защитой или формой древней терапии.
Открытие является уникальным, так как татуированные дети крайне редко встречаются в археологических записях, хотя сама практика имеет глубокие корни. Для сравнения, знаменитый «ледяной человек» Эци, найденный в Альпах и живший 5300 лет назад, имел на теле 61 татуировку. Подобные находки также известны среди египетских мумий (5000 лет назад), сибирских мумий (2300 лет назад) и перуанских мумий (1200 лет назад), где для обнаружения скрытых узоров также использовались лазеры. Однако массовое татуирование младенцев в Нубии выделяет эту культуру в историческом контексте.

Изображение носит иллюстративный характер
Ведущий автор исследования Энн Остин, археолог из Университета Миссури–Сент-Луис, опубликовала результаты своей работы 15 декабря в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences). В интервью для Live Science она подробно рассказала о масштабах исследования. Команда изучила 1048 мумифицированных человеческих останков, собранных с трех археологических памятников в современном Судане. Всего было задокументировано 27 человек с татуировками.
Особое внимание ученые уделили кладбищу в Кулубнарти на севере Судана, которое использовалось в христианскую эпоху между 650 и 1000 годами нашей эры. Для выявления рисунков, невидимых невооруженным глазом, применялась микроскопия с инфракрасным освещением, способным проникать в глубокие слои кожи. На этом конкретном участке было выявлено 17 человек с определенными татуировками и 6 человек с возможными выцветшими следами пигмента. Демографический анализ показал, что большинство татуированных индивидов были детьми младше 11 лет.
Самым юным носителем подтвержденной татуировки оказался младенец возрастом 18 месяцев. Кроме того, исследователи обнаружили останки трехлетней девочки, у которой новая татуировка была нанесена прямо поверх старой, что свидетельствует о повторяемости процедуры. Анализ показал, что для нанесения рисунков, вероятно, использовались ножи, а не иглы, на что указывает характерная форма отметин. Энн Остин отметила, что процесс, скорее всего, проходил довольно быстро и по уровню болевых ощущений был сопоставим с прокалыванием ушей или обрезанием новорожденных.
Локализация татуировок также оказалась специфической. Только у двух человек рисунки были найдены на спине, у остальных же они располагались на лице: на лбу, висках, щеках или бровях. На участке Семна Южная была найдена правая рука женщины с геометрическими татуировками из скоплений точек и тире. Однако наиболее частым дизайном, встречающимся у детей, были четыре точки, расположенные в форме ромба на лбу.
Археологи рассматривают две основные теории, объясняющие эту практику. Первая связана с религиозным символизмом и желанием отметить детей как христиан. Узор в виде ромба из четырех точек может символизировать христианский крест. Исследователи предполагают, что нанесение татуировок могло быть частью ритуала крещения. В поддержку религиозной версии говорит и тот факт, что ранее на теле возрастом 1300 лет в Судане уже находили татуировку, символизирующую Христа.
Вторая теория носит медицинский и защитный характер. Высокий процент татуированных маленьких детей указывает на то, что население сталкивалось с серьезными проблемами со здоровьем. Татуировки на лбу могли быть попыткой лечения головных болей или высокой температуры, связанных с малярией — заболеванием, имеющим долгую историю в долине Нила. Таким образом, рисунки могли служить магической защитой или формой древней терапии.
Открытие является уникальным, так как татуированные дети крайне редко встречаются в археологических записях, хотя сама практика имеет глубокие корни. Для сравнения, знаменитый «ледяной человек» Эци, найденный в Альпах и живший 5300 лет назад, имел на теле 61 татуировку. Подобные находки также известны среди египетских мумий (5000 лет назад), сибирских мумий (2300 лет назад) и перуанских мумий (1200 лет назад), где для обнаружения скрытых узоров также использовались лазеры. Однако массовое татуирование младенцев в Нубии выделяет эту культуру в историческом контексте.