Эфиопия столкнулась с беспрецедентным кризисом в сфере образования, который лишил школы более девяти миллионов детей. Эта цифра представляет собой значительную долю школьного возраста населения страны, которое в 2023 году насчитывало 35 444 482 ребенка. Причем, 52% из них – дети младшего школьного возраста. В 2023 году в учебные заведения было зачислено всего 22 949 597 детей, что означает, что более 35% детей школьного возраста оказались вне системы образования. Гуманитарный кризис последних лет только усугубил эту ситуацию.
По оценкам на ноябрь 2024 года, около 10 000 школ были повреждены, а более 6 000 закрыты по всей стране. Причинами разрушений и закрытия стали вооруженные конфликты, насилие и стихийные бедствия. Наиболее пострадавшими регионами оказались Амхара, Оромия, Тыграй, Сомали и Афар. В трех регионах – Амхара, Оромия и Тыграй – общее число детей, не посещающих школы, достигает 8,91 миллиона. Для сравнения, в Амхаре в текущем учебном году из семи миллионов школьников были зачислены всего 2,3 миллиона.
Ключевыми факторами, спровоцировавшими этот кризис, являются вооруженные конфликты, природные катаклизмы и существующие социально-экономические проблемы. Вооруженный конфликт, начавшийся в 2020 году между федеральным правительством и региональным правительством Тыграя (Тыграйская война), стал одной из основных причин. Дополнительное напряжение вносят вооруженное сопротивление правительству в региональных штатах Амхара и Оромия, а также продолжающиеся конфликты между пастушескими общинами в регионах Афар и Сомали.
В дополнение к конфликтам, восточные районы страны подверглись землетрясениям, что привело к перемещению десятков тысяч мирных жителей, включая детей. Тяжелое экономическое положение населения, племенная напряженность и разрушение инфраструктуры, особенно школ, из-за конфликтов, также играют значительную роль в усугублении кризиса. В девяти регионах страны ослабление правительственного контроля привело к сбоям в предоставлении основных услуг, включая образование.
Отсутствие доступа к образованию для миллионов детей несет в себе серьезные последствия как на личном, так и на общественном уровне. На личном уровне дети, лишенные возможности учиться, подвергаются повышенному риску детского труда, ранних браков и других форм эксплуатации. Пропуск начального образования создает пожизненные препятствия, ограничивая возможности трудоустройства и делая их более уязвимыми к бедности и социальной изоляции. Кроме того, страдает их когнитивное, социальное и эмоциональное развитие, ограничивая их способность приобретать навыки для личного роста и будущей карьеры.
На уровне общества массовая необразованность усиливает циклы бедности, снижает экономическую производительность и ослабляет социальную сплоченность. Недостаточно образованные граждане менее подготовлены к полноценной гражданской жизни, что тормозит инновации, усугубляет неравенство и сдерживает национальный прогресс и стабильность. Отчаяние и безысходность, вызванные отсутствием перспектив, могут толкать людей на опасные миграционные маршруты, например, в страны Ближнего Востока. В долгосрочной перспективе это подрывает потенциал страны в развитии человеческого капитала. Необразованное население также более подвержено вовлечению в продолжающиеся конфликты.
Правительство премьер-министра Абия Ахмеда, пришедшего к власти в апреле 2018 года с обещаниями перемен для Эфиопии, подвергается критике за недостаточное реагирование на этот кризис и за перекладывание ответственности на региональные структуры. Вместо прямого решения проблемы, правительство предпочитает подчеркивать позитивные нарративы, обходя острые углы. Реагирование на кризис в основном оставлено на усмотрение региональных государственных администраций, что демонстрирует отсутствие комплексного национального подхода. В ноябре 2024 года инициативная группа, сформированная десятью государственными университетами Амхары, обратилась к донорам за помощью в сфере образования. В начале января 2025 года правительство регионального штата Амхара обратилось к заинтересованным сторонам с просьбой помочь в открытии закрытых школ.
Федеральная структура Эфиопии предполагает, что Министерство образования на федеральном уровне отвечает за разработку национальной политики и стандартов, а также за управление высшим образованием. В то время как региональные правительства отвечают за реализацию политики, надзор за начальным и средним образованием, адаптацию учебных программ к местным условиям, а бюджеты распределяются в зависимости от численности населения.
Эфиопскому правительству необходимо предпринять немедленные и решительные действия для преодоления образовательного кризиса. Прежде всего, необходимо признать масштаб проблемы и перестать уклоняться от ее решения. Диалог и мирное урегулирование внутренних конфликтов являются критически важными шагами для стабилизации ситуации и создания условий для восстановления системы образования. Также необходимо активное обращение за международной поддержкой. Международное сообщество и глобальные партнеры по оказанию помощи в целях развития должны признать остроту образовательного кризиса в Эфиопии и уделить ему незамедлительное и постоянное внимание. Необходим очередной раунд глобальных фондов, предназначенных для образования в чрезвычайных ситуациях. Международное сообщество должно также поощрять правительство Эфиопии к разрешению внутренних конфликтов путем мирного диалога, отдавая приоритет дипломатии, переговорам и примирению, а не войне и насилию. Требуется скоординированный и всеобъемлющий гуманитарный ответ для спасения поколения эфиопских детей от образовательной катастрофы.
Изображение носит иллюстративный характер
По оценкам на ноябрь 2024 года, около 10 000 школ были повреждены, а более 6 000 закрыты по всей стране. Причинами разрушений и закрытия стали вооруженные конфликты, насилие и стихийные бедствия. Наиболее пострадавшими регионами оказались Амхара, Оромия, Тыграй, Сомали и Афар. В трех регионах – Амхара, Оромия и Тыграй – общее число детей, не посещающих школы, достигает 8,91 миллиона. Для сравнения, в Амхаре в текущем учебном году из семи миллионов школьников были зачислены всего 2,3 миллиона.
Ключевыми факторами, спровоцировавшими этот кризис, являются вооруженные конфликты, природные катаклизмы и существующие социально-экономические проблемы. Вооруженный конфликт, начавшийся в 2020 году между федеральным правительством и региональным правительством Тыграя (Тыграйская война), стал одной из основных причин. Дополнительное напряжение вносят вооруженное сопротивление правительству в региональных штатах Амхара и Оромия, а также продолжающиеся конфликты между пастушескими общинами в регионах Афар и Сомали.
В дополнение к конфликтам, восточные районы страны подверглись землетрясениям, что привело к перемещению десятков тысяч мирных жителей, включая детей. Тяжелое экономическое положение населения, племенная напряженность и разрушение инфраструктуры, особенно школ, из-за конфликтов, также играют значительную роль в усугублении кризиса. В девяти регионах страны ослабление правительственного контроля привело к сбоям в предоставлении основных услуг, включая образование.
Отсутствие доступа к образованию для миллионов детей несет в себе серьезные последствия как на личном, так и на общественном уровне. На личном уровне дети, лишенные возможности учиться, подвергаются повышенному риску детского труда, ранних браков и других форм эксплуатации. Пропуск начального образования создает пожизненные препятствия, ограничивая возможности трудоустройства и делая их более уязвимыми к бедности и социальной изоляции. Кроме того, страдает их когнитивное, социальное и эмоциональное развитие, ограничивая их способность приобретать навыки для личного роста и будущей карьеры.
На уровне общества массовая необразованность усиливает циклы бедности, снижает экономическую производительность и ослабляет социальную сплоченность. Недостаточно образованные граждане менее подготовлены к полноценной гражданской жизни, что тормозит инновации, усугубляет неравенство и сдерживает национальный прогресс и стабильность. Отчаяние и безысходность, вызванные отсутствием перспектив, могут толкать людей на опасные миграционные маршруты, например, в страны Ближнего Востока. В долгосрочной перспективе это подрывает потенциал страны в развитии человеческого капитала. Необразованное население также более подвержено вовлечению в продолжающиеся конфликты.
Правительство премьер-министра Абия Ахмеда, пришедшего к власти в апреле 2018 года с обещаниями перемен для Эфиопии, подвергается критике за недостаточное реагирование на этот кризис и за перекладывание ответственности на региональные структуры. Вместо прямого решения проблемы, правительство предпочитает подчеркивать позитивные нарративы, обходя острые углы. Реагирование на кризис в основном оставлено на усмотрение региональных государственных администраций, что демонстрирует отсутствие комплексного национального подхода. В ноябре 2024 года инициативная группа, сформированная десятью государственными университетами Амхары, обратилась к донорам за помощью в сфере образования. В начале января 2025 года правительство регионального штата Амхара обратилось к заинтересованным сторонам с просьбой помочь в открытии закрытых школ.
Федеральная структура Эфиопии предполагает, что Министерство образования на федеральном уровне отвечает за разработку национальной политики и стандартов, а также за управление высшим образованием. В то время как региональные правительства отвечают за реализацию политики, надзор за начальным и средним образованием, адаптацию учебных программ к местным условиям, а бюджеты распределяются в зависимости от численности населения.
Эфиопскому правительству необходимо предпринять немедленные и решительные действия для преодоления образовательного кризиса. Прежде всего, необходимо признать масштаб проблемы и перестать уклоняться от ее решения. Диалог и мирное урегулирование внутренних конфликтов являются критически важными шагами для стабилизации ситуации и создания условий для восстановления системы образования. Также необходимо активное обращение за международной поддержкой. Международное сообщество и глобальные партнеры по оказанию помощи в целях развития должны признать остроту образовательного кризиса в Эфиопии и уделить ему незамедлительное и постоянное внимание. Необходим очередной раунд глобальных фондов, предназначенных для образования в чрезвычайных ситуациях. Международное сообщество должно также поощрять правительство Эфиопии к разрешению внутренних конфликтов путем мирного диалога, отдавая приоритет дипломатии, переговорам и примирению, а не войне и насилию. Требуется скоординированный и всеобъемлющий гуманитарный ответ для спасения поколения эфиопских детей от образовательной катастрофы.