В понедельник, 24 ноября, примерно в 23:11 по восточному времени (EST), Китайское национальное космическое управление (CMSA) осуществило запуск беспилотного космического корабля «Шэньчжоу-22». Ракета-носитель «Чанчжэн-2F» стартовала с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая, чтобы доставить на орбитальную станцию «Тяньгун» возвращаемую капсулу. Основная цель миссии — обеспечение безопасности экипажа, находящегося на орбите, путем предоставления им надежного транспортного средства, выполняющего функцию «спасательной шлюпки».

В настоящий момент на станции «Тяньгун» находится экипаж миссии «Шэньчжоу-21», в состав которого входят Чжан Лу, У Фэй и Чжан Хунчжан. Космонавты прибыли на станцию 31 октября, однако их пребывание на орбите было сопряжено с серьезным риском. В течение более чем недели, предшествовавшей стыковке беспилотного «Шэньчжоу-22», экипаж фактически оказался в изоляции без возможности экстренной эвакуации в случае пожара или столкновения станции с космическим мусором. Несмотря на успешное прибытие спасательного корабля, космонавты не вернутся на Землю немедленно и продолжат свою миссию согласно графику до весны 2026 года.
Кризисная ситуация возникла в результате инцидента с предыдущей миссией «Шэньчжоу-20», экипаж которой состоял из командира Чэнь Дуна, а также Ван Цзе и Чэнь Чжунжуя. Изначально их возвращение планировалось на 5 ноября, однако было отложено, и посадка в пустыне Гоби состоялась лишь 14 ноября. Причиной задержки и изменения логистики стало обнаружение крупной трещины в смотровом иллюминаторе их возвращаемой капсулы. По предварительным данным, повреждение возникло из-за удара космического мусора или микрометеорита.
В результате выявления дефекта была произведена вынужденная замена. Экипаж «Шэньчжоу-20» вернулся на Землю, предположительно используя единственный функциональный корабль, который был пристыкован к станции, оставив прибывшую смену «Шэньчжоу-21» без исправного средства для возвращения. Поврежденная капсула миссии «Шэньчжоу-20» в настоящее время остается пристыкованной к станции «Тяньгун» и, вероятно, будет отстыкована и сведена с орбиты в ближайшее время.
Данный инцидент вызвал вопросы у международных экспертов относительно протоколов безопасности CMSA. Виктория Сэмсон, главный директор по космической безопасности и стабильности в некоммерческой организации Secure World Foundation (штат Колорадо), назвала отсутствие эвакуационного транспортного средства «вызывающим обеспокоенность». Критики указывают на операционный провал: несмотря на наличие ракеты и капсулы в режиме ожидания, запуск спасательного корабля занял более недели, в течение которой жизнь экипажа подвергалась неоправданному риску.
Ситуация на «Тяньгун» рассматривается аналитиками как «масштабный тревожный звонок», указывающий на необходимость создания унифицированной глобальной службы спасения в космосе. Издания , Scientific American и Space News отмечают, что, в отличие от инцидентов с американскими астронавтами, где всегда сохранялась возможность укрытия в других пристыкованных капсулах, китайский экипаж оказался полностью лишен путей к отступлению.
Параллели проводятся с недавними проблемами NASA, в частности с миссией Boeing Starliner. Астронавты Бутч Уилмор и Суни Уильямс прибыли на МКС в июне 2024 года с планом недельного пребывания, однако из-за механических сбоев корабля их миссия затянулась примерно на девять месяцев, с ожидаемым возвращением в марте 2025 года. Тем не менее, в отличие от ситуации с «Шэньчжоу-21», у них имелись альтернативные варианты эвакуации.
Другим показательным примером является случай с астронавтом NASA Фрэнком Рубио в 2023 году. Его капсула, пристыкованная к МКС, получила повреждения от удара метеороида, что привело к продлению миссии. Рубио установил рекорд длительности одиночного полета для США — 371 день. Однако даже в этом сценарии протоколы безопасности МКС предусматривали варианты действий, которые отсутствовали у китайского экипажа в течение критической недели ожидания «Шэньчжоу-22».

Изображение носит иллюстративный характер
В настоящий момент на станции «Тяньгун» находится экипаж миссии «Шэньчжоу-21», в состав которого входят Чжан Лу, У Фэй и Чжан Хунчжан. Космонавты прибыли на станцию 31 октября, однако их пребывание на орбите было сопряжено с серьезным риском. В течение более чем недели, предшествовавшей стыковке беспилотного «Шэньчжоу-22», экипаж фактически оказался в изоляции без возможности экстренной эвакуации в случае пожара или столкновения станции с космическим мусором. Несмотря на успешное прибытие спасательного корабля, космонавты не вернутся на Землю немедленно и продолжат свою миссию согласно графику до весны 2026 года.
Кризисная ситуация возникла в результате инцидента с предыдущей миссией «Шэньчжоу-20», экипаж которой состоял из командира Чэнь Дуна, а также Ван Цзе и Чэнь Чжунжуя. Изначально их возвращение планировалось на 5 ноября, однако было отложено, и посадка в пустыне Гоби состоялась лишь 14 ноября. Причиной задержки и изменения логистики стало обнаружение крупной трещины в смотровом иллюминаторе их возвращаемой капсулы. По предварительным данным, повреждение возникло из-за удара космического мусора или микрометеорита.
В результате выявления дефекта была произведена вынужденная замена. Экипаж «Шэньчжоу-20» вернулся на Землю, предположительно используя единственный функциональный корабль, который был пристыкован к станции, оставив прибывшую смену «Шэньчжоу-21» без исправного средства для возвращения. Поврежденная капсула миссии «Шэньчжоу-20» в настоящее время остается пристыкованной к станции «Тяньгун» и, вероятно, будет отстыкована и сведена с орбиты в ближайшее время.
Данный инцидент вызвал вопросы у международных экспертов относительно протоколов безопасности CMSA. Виктория Сэмсон, главный директор по космической безопасности и стабильности в некоммерческой организации Secure World Foundation (штат Колорадо), назвала отсутствие эвакуационного транспортного средства «вызывающим обеспокоенность». Критики указывают на операционный провал: несмотря на наличие ракеты и капсулы в режиме ожидания, запуск спасательного корабля занял более недели, в течение которой жизнь экипажа подвергалась неоправданному риску.
Ситуация на «Тяньгун» рассматривается аналитиками как «масштабный тревожный звонок», указывающий на необходимость создания унифицированной глобальной службы спасения в космосе. Издания , Scientific American и Space News отмечают, что, в отличие от инцидентов с американскими астронавтами, где всегда сохранялась возможность укрытия в других пристыкованных капсулах, китайский экипаж оказался полностью лишен путей к отступлению.
Параллели проводятся с недавними проблемами NASA, в частности с миссией Boeing Starliner. Астронавты Бутч Уилмор и Суни Уильямс прибыли на МКС в июне 2024 года с планом недельного пребывания, однако из-за механических сбоев корабля их миссия затянулась примерно на девять месяцев, с ожидаемым возвращением в марте 2025 года. Тем не менее, в отличие от ситуации с «Шэньчжоу-21», у них имелись альтернативные варианты эвакуации.
Другим показательным примером является случай с астронавтом NASA Фрэнком Рубио в 2023 году. Его капсула, пристыкованная к МКС, получила повреждения от удара метеороида, что привело к продлению миссии. Рубио установил рекорд длительности одиночного полета для США — 371 день. Однако даже в этом сценарии протоколы безопасности МКС предусматривали варианты действий, которые отсутствовали у китайского экипажа в течение критической недели ожидания «Шэньчжоу-22».