Ssylka

Почему великая мечта об освоении океана так и не сбылась?

В 1992 году, в возрасте семидесяти четырех лет, писатель-фантаст Артур Кларк совершил свое последнее погружение. С металлоискателем в руках он исследовал затонувший корабль в Индийском океане, завершая десятилетия своей страсти к подводному миру, которая часто оставалась в тени его космических произведений.
Почему великая мечта об освоении океана так и не сбылась?
Изображение носит иллюстративный характер

Увлечение Кларка началось в 1950-х годах. Будучи уже опытным ныряльщиком, он искал способ испытать состояние, близкое к невесомости. Это привело его к аквалангу, подводной охоте и фотографированию. Вскоре хобби переросло в бизнес: вместе с партнером Кларк продавал фотографии и фильмы, читал лекции и занимался поиском сокровищ, исследуя воды от Ла-Манша до Флориды и Австралии.

Степень его преданности океану стала очевидной в 1956 году, когда он переехал на Шри-Ланку. Этот шаг был продиктован исключительно желанием быть ближе к Индийскому океану и посвятить себя его изучению. Этот период жизни сформировал его видение будущего человечества, неразрывно связанного с морем.

Личная страсть Кларка была отражением грандиозной мечты середины XX века. По мнению историка Хелен Розвадовски, после Второй мировой войны, с появлением таких технологий, как атомные подводные лодки, потенциал океана для коммерческого и военного использования казался «почти безграничным». Океан воспринимался как новый «фронтир» — следующая великая граница для экспансии человечества.

Ключевым технологическим прорывом стал акваланг, изобретенный Жаком Кусто в 1949 году. Это устройство открыло подводный мир для широкой аудитории: от любителей и ученых до кинематографистов и писателей-фантастов. Началась новая эра освоения морских глубин, и Кларк был в ее авангарде.

Свое видение «океанского фронтира» Кларк воплотил в романе «Глубокий хребет» (The Deep Range), опубликованном в 1957 году. Сюжет, в котором бывший астронавт работает на подводном ранчо, защищая стада китов от косаток, был прямой аналогией освоения американского Запада. Розвадовски отмечает, что Кларк следовал модели Фредерика Джексона Тернера, предполагающей стадии развития фронтира: охота, затем скотоводство и добыча ископаемых, и, наконец, фермерство и индустриализация.

Однако видение Кларка было шире простой эксплуатации ресурсов. Он представлял «новые отношения человека с океаном», которые бы объединяли науку, рекреацию, промышленность, государственное управление и духовность. Для него освоение океана было эволюционной судьбой человечества, необходимой для выживания и размещения растущего населения.

Кларк осознавал и трудности. Проблема китового скотоводства, например, заключалась в огромных миграционных маршрутах животных. Его решением была «радикальная интернационализация» управления морскими ресурсами. Технологические амбиции также столкнулись с реальностью: провал таких проектов, как подводная лаборатория Sealab, доказал сложность освоения глубин.

Переломным моментом стали 1960-е годы. Космическая гонка полностью переориентировала «дискурс фронтира». Все общественное, промышленное и творческое внимание переключилось на космос. Как заключает Розвадовски, «океанская инженерия не породила морского эквивалента гигантской аэрокосмической промышленности».

Наследие той эпохи оказалось неоднозначным. Хотя грандиозные проекты по колонизации океана провалились, технологии того времени дали мощный толчок развитию современной океанографии. Вместе с тем, старая модель эксплуатации столкнулась с критикой, и идеи сохранения природы с суши переместились в море.

Сегодня, когда возобновились разговоры о глубоководной добыче полезных ископаемых, дискуссии в стиле «фронтира» возвращаются. Это напоминает о работах, подобных статье Мэттью Уиллса «Новая океанография: более удаленная и более инклюзивная» от 24 мая 2022 года, и заставляет вновь обратиться к утонувшей мечте середины прошлого века.


Новое на сайте