Ssylka

Как «Леопард» Лампедузы разоблачает стратегии элит?

Роман «Леопард» Джузеппе Томази ди Лампедузы стал знаковым произведением, разоблачающим механизмы сохранения власти элит. Его значимость прослеживается как в литературном наследии, так и в киноадаптациях и современной интерпретации в виде сериала Netflix.
Как «Леопард» Лампедузы разоблачает стратегии элит?
Изображение носит иллюстративный характер

Автор, родившийся в 1896 году в аристократической семье и выросший во дворцовом окружении, сумел передать атмосферу былого величия. Умирая от рака в 1957 году и оставив рукопись, опубликованную в 1958 году, он в своих строках заостряет мысль: «Умирать ради кого-то или чего-то – это, конечно, совершенно нормально: но умирающий должен знать или, по крайней мере, быть уверенным, что кто-то знает, ради кого или ради чего он умирает.» Центральным образом становится обнаружение тела неизвестного солдата под лимонным деревом, символизирующим скрытое разложение под внешней красотой.

Действие романа разворачивается на фоне Рисорджименте – процесса объединения Италии, завершившегося в 1861 году, с окончательной аннексией Рима в 1870 году. В этом сложном историческом контексте принц Фабрицио, глава сицилийской аристократической семьи Салина, организует стратегический брак между своим племянником Танреди Фалаккери и представительницей новой буржуазии, Ангеликой Седарой, несмотря на возражения дочери Кончетты, влюблённой в Танреди.

Рукопись романа была отвергнута такими крупными издательствами, как Arnoldo Mondadori Editore и Einaudi в 1956 году. Элио Витторини критиковал произведение как «традиционное» в эпоху авангарда, а Альберто Моравия и другие леворадикальные критики упрекали в отсутствии позитивного образа рабочего класса. После смерти автора роман получил вторую жизнь благодаря литературному агенту Елене Кроче и издателю Feltrinelli, став сенсационным бестселлером с 52-мя изданиями за полгода и удостоившись премии Стрега.

Произведение признано одним из величайших шедевров итальянской литературы. Люси Хьюз-Халлет охарактеризовала его как «самый любимый и восхищаемый роман, когда-либо написанный на итальянском языке», Э. М. Форстер отмечал: «Чтение и перечитывание позволило мне почувствовать столько способов быть живым», а Дэвид Гилмор связывал задержку начала творчества автора с ощущением устаревания аристократии. Роман ловко сочетает историческую точность с ироничным великолепием, что позволяет сравнивать его с произведениями Толстого и Виктора Гюго.

Лукино Висконти в 1963 году создал культовую киноадаптацию, в которой Берта Ланкастера воплотил образ принца Фабрицио, а Ален Делон – обаяния и амбиций Танреди Фалаккери. Фильм прославился роскошной 25-минутной балльной сценой, получившей высокую оценку критиков и завоевавшей «Пальм д'Ор» в 1963 году, несмотря на мнение некоторых специалистов в пользу «8½» Феллини. Режиссёр оказал влияние на таких мастеров, как Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе, последний однажды заявил: «Я живу с этим фильмом каждый день моей жизни».

Современная адаптация романа в формате сериала от Netflix, дебютировавшего 5 марта, повторно привлекает внимание к вечным темам перемен, идентичности и борьбы за власть. Создатели сериала ориентируются на аналогии с такими проектами, как «The Crown» и «Bridgerton», усиленные эстетикой роскоши и глубиной социальной критики. Идея, что «если мы хотим, чтобы вещи оставались как есть, вещи должны измениться», остаётся актуальной, отражая методы удержания власти, использовавшиеся такими деятелями, как Отто фон Бисмарк и британские аристократы, что находит отклик и в современных политических противоречиях Италии.

В материале также упоминаются иные публикации, например, «10 лучших сериалов для просмотра в марте», «Загадка уничтоженных писем Джейн Остин» и «Женская банда, угрожавшая Викторианскому Лондону», а также призыв подписаться на рассылку The Essential List для получения новостей и эксклюзивного контента дважды в неделю.


Новое на сайте