Ssylka

Холодная война на фальшивых декорациях

Берта Рейнольдса в роли секретного агента Марка Эндрюса в фильме «Операция ЦРУ» (1965) зрители видели в Сайгоне. Но кадры снимали в Бангкоке. Открывающий эпизод показывает небоскребы тайской столицы над рекой Чаупхрая, поверх которых наложена надпись «Сайгон». Местные жители говорят по-тайски, вывески на зданиях и транспорте – тайские. Даже на багажной бирке чемодана Эндрюса различим код BKK – аэропорта Бангкока. Сценарий требовал Сайгон, но нестабильность во Вьетнаме помешала съемкам на месте. Герой Рейнольдса, подражание Джеймсу Бонду, неловко путает рекламу массажного салона с зацепкой, оказывается ограбленным догола.
Холодная война на фальшивых декорациях
Изображение носит иллюстративный характер

За два года до этого, в 1963-м, Марлон Брандо сыграл в «Непрошенном американце» дипломата Маквайта. Действие происходит в вымышленной стране Саркан. Внешне Саркан – это Таиланд: пейзажи, архитектура, звучание языка. Однако политическая ситуация – точная копия Южного Вьетнама. Маквайт, самоуверенный американец, демонстрирует полное непонимание местных реалий и прозевывает назревающий коммунистический переворот.

Ученый Адам Ни видит в этих географических подменах не просто производственную необходимость. Они отражают глубокое невежество Запада относительно Юго-Восточной Азии, куда США активно вмешивались. Неумелость персонажей Эндрюса и Маквайта зеркально соответствует картографической путанице на экране. Их героизм сомнителен. Эта неразбериха, по мнению Ни, проистекает из идеологической тревоги эпохи Холодной войны, из невозможности достичь желаемых компромиссов или результатов.

Фильмы представляли собой попытку «очаровательного наступления». США стремились казаться менее угрожающими и «потенциально доброжелательными», несмотря на наращивание военного присутствия, особенно во Вьетнаме. Такие репрезентации напрямую служили целям американской внешней политики: «сдерживанию» коммунистического и советского влияния в Азии и «интеграции» – усилению глобального присутствия США. Географическая мистификация была характерна как для малобюджетных картин категории «Б», так и для звездных постановок.

Исторический контекст жесткий: съемки проходили на фоне эскалации военных действий США в Юго-Восточной Азии. Практическая невозможность снимать в нестабильном Вьетнаме – лишь одна сторона медали. Другая – вопиющее отсутствие у Запада реальных знаний о регионе, в дела которого он глубоко влезал. Герои-американцы на экране безуспешно пытались совместить образы независимой силы и «не вмешивающейся, поддерживающей» державы.


Новое на сайте

18788Шерстяная одежда жертв Везувия оживила споры о дате гибели Помпей 18787Способна ли контекстная киберразведка превратить работу SOC из реагирования на инциденты... 18786Тысячи пользователей Firefox стали жертвами скрытой вредоносной кампании GhostPoster 18785Древние пчелы использовали кости мертвых грызунов для создания многоуровневых гнезд 18784Как устроен обнаруженный учеными навигационный «тумблер» в мозгу и поможет ли он в... 18783Что скрывали под водой руины солнечного храма фараона ниусера и обнаруженный там... 18782Что рассказала астрономам самая далекая сверхновая GRB 250314A? 18781Как злоумышленники захватывают облака AWS для майнинга всего за 10 минут? 18780Космическая бабочка региона Idaeus Fossae как доказательство водного прошлого Марса 18779Феноменальный взлет стартапа Mercor до оценки в 10 миллиардов долларов за счет... 18778Внедрение защиты данных и конфиденциальности непосредственно в процесс написания... 18777Критический обход аутентификации SAML SSO в устройствах Fortinet FortiGate под активной... 18776Критическая уязвимость React2Shell открывает глобальный доступ к Linux-серверам 18775Анализ старейшей лодки Скандинавии выявил отпечаток пальца и происхождение захватчиков 18774Наследие Атакамского космологического телескопа и подтверждение главного кризиса...