Ssylka

Как немецкие хоры покорили Америку?

В конце 1800-х годов немецкие иммигранты в США создали мощное культурное явление: массовые хоровые фестивали. Эти грандиозные события, как описывает историк Хайке Бунгерт, служили не только сплочению самой диаспоры, но и стали каналом внедрения европейских музыкальных традиций в американскую жизнь.
Как немецкие хоры покорили Америку?
Изображение носит иллюстративный характер

Корни движения уходят в немецкоязычные государства Европы, где мужские хоры начали активно формироваться примерно с 1810 года. За последующие полвека они разрослись, объединяя людей разных сословий. Их цель была двоякой: просвещение и распространение буржуазных ценностей. К 1860-м годам параллельно возникли и «рабочие хоры», связанные с социалистическим и рабочим движением.

В Америку традиция пришла в 1830-х годах. Первые хоры появились в крупных городах с растущей немецкой общиной: Филадельфии, Балтиморе, Цинциннати. Резкий рост иммиграции немцев вплоть до 1880-х годов дал мощный толчок: возникали новые коллективы, а их объединение вылилось в проведение масштабных региональных фестивалей.

Организаторы сталкивались с непростой задачей. Они стремились достичь двух, порой противоречивых, целей. С одной стороны, исполнение сложных классических произведений должно было внушать немецким американцам гордость за свою культуру. С другой – поразить «англо-американцев» уровнем мастерства и изысканностью. Музыка виделась мостом к американскому обществу и способом поднять общую культуру США. Критически важно было избежать любых беспорядков, которые могли дать повод местным нативистам для критики.

Однако для рядовых немецких американцев фестивали значили нечто иное. Главным были не высокие амбиции, а радость и общение. Люди наслаждались романтическими или юмористическими народными песнями, ели знакомую с детства еду, пили пиво, делились воспоминаниями о родине. Балы как часть фестивалей становились редкой возможностью для знакомств и общения среди соотечественников.

Масштабы были впечатляющими. Например, нью-йоркский хор «Лидеркранц» к 1880-м годам насчитывал 1557 членов (хотя большинство не были активными певцами). Сами фестивали собирали до 6000 исполнителей одновременно.

Влияние на американскую культуру оказалось глубоким. Фестивали действительно знакомили англо-американцев с европейским наследием – последние составляли до трети публики. В репертуаре звучали как классика Генделя, Гайдна, Моцарта, так и современные сочинения. Эта модель вдохновила создание американских клубов (типа «гли-клабов»), городских фестивалей и даже способствовала появлению новых концертных залов.

Этот расцвет контрастирует с драматическими событиями позже. Как отмечалось в другом материале Ливии Гершон от 9 мая 2017 года, с вступлением США в Первую мировую войну волна враждебности ко всему немецкому привела, например, к запрету немецких сказок в школах.


Новое на сайте

16935Как рентгеновское зрение раскрывает самые бурные процессы во вселенной? 16934Уязвимость нулевого дня в SonicWall VPN стала оружием группировки Akira 16933Может ли государственный фонд единолично решать судьбу американской науки? 16932Способна ли филантропия блогеров решить мировой водный кризис? 16931Взлом через промпт: как AI-редактор Cursor превращали в оружие 16930Мог ли древний кризис заставить людей хоронить мертвых в печах с собаками? 16929Какие наушники Bose выбрать на распродаже: для полной изоляции или контроля над... 16928Может ли искусство напрямую очищать экосистемы от вредителей? 16927Вирусное наследие в геноме человека оказалось ключевым регулятором генов 16926Рекордные оазисы жизни обнаружены в бездне океанских траншей 16925Крах прогнозов UnitedHealth на фоне растущих издержек и трагедий 16924Формула ясного ума: доказанный способ замедлить когнитивное старение 16923Действительно ли ощущения тепла и прохлады идут в мозг разными путями? 16922Гражданские права как инструмент холодной войны 16921Премиальное белье Duluth Trading Co. со скидкой более 50%