Ssylka

Университеты в тупике: почему война с ИИ обречена

Искусственный интеллект, представленный такими инструментами, как ChatGPT и другими большими языковыми моделями (LLM), прочно обосновался в университетских аудиториях по всему миру. За последние три года его внедрение произошло стремительно. Ответ учебных заведений варьируется от полного запрета до расплывчатых политик, при этом многие ошибочно полагаются на ненадежные системы детекции ИИ-текстов.
Университеты в тупике: почему война с ИИ обречена
Изображение носит иллюстративный характер

Сопротивление новым технологиям в образовании — явление не новое. В 1970-х годах карманные калькуляторы вызвали панику: преподаватели опасались упадка навыков арифметики, некоторые школы их запрещали. Однако исследования показали, что при грамотном использовании калькуляторы улучшают понимание математических концепций, позволяя сосредоточиться на более сложных задачах. Аналогично, в 1990-х появление персональных компьютеров, функции копирования-вставки, проверки орфографии, а позже Google и Wikipedia, вызвало опасения о деградации письменных навыков и исследовательской работы. Системы ответили интеграцией, обучением оценке источников и правилам цитирования, что в итоге расширило доступ к знаниям далеко за пределы библиотек.

Крупные университеты, такие как Колумбийский, из-за бюрократии реагируют медленно. Обновление учебных программ и политик в отношении ИИ отстает от реальности. При этом глобальный опрос Совета по цифровому образованию за 2024 год показал: 86% студентов уже активно используют ИИ в учебе. Отставание институтов создает разрыв.

ИИ представляет уникальный вызов. Он способен выполнять задачи, требующие глубокого мышления и креативности – от написания кода до целых эссе. Это вызывает более громкие дебаты, чем в прошлом. Как заметил Стив Джобс еще в 1981 году, называя персональный компьютер «велосипедом для ума», технологии должны усиливать человеческий интеллект, особенно в образовании.

Запреты на ИИ неэффективны и контрпродуктивны. Бороться с повсеместно доступным и практически не обнаруживаемым инструментом бессмысленно. Запреты лишь загоняют его использование в тень, увеличивая разрыв между студентами, владеющими технологией, и теми, кто ее не использует. Системы детекции глубоко ошибочны: они часто помечают работы иностранных студентов из-за более простой структуры предложений. Преподаватели оказываются перед невыбором: игнорировать подозрения или наказывать студентов на основе ненадежных данных, создавая двойные стандарты.

Выход – в адаптации и прозрачной интеграции. Университетам необходимо перенаправить энергию с сопротивления на переосмысление заданий и методов оценки. Ключ – доверие и партнерство со студентами, а не подозрительность. Задания должны быть спроектированы так, чтобы ИИ мог помогать, но не выполнять их полностью. Профессорам стоит применять конкретные стратегии: просить студентов сравнить черновик чат-бота со своей доработанной версией, требовать объяснить, как именно использовался ИИ в процессе письма, анализировать сильные и слабые стороны ИИ-ответов, внедрять короткие устные экзамены. Цель – сохранить фокус на развитии человеческих навыков: письма, коммуникации, критического мышления, академического чтения.

Искусственный интеллект – это постоянная реальность, его возможности будут только расти, а обнаружить его использование станет сложнее. Попытки сопротивления бесплодны. Нынешняя неопределенная позиция вузов проваливается, создавая проблемы и студентам, и преподавателям. Пора перестать пытаться «победить» ИИ и строить систему образования, работающую вместе с ним.


Новое на сайте

16939Фиолетовый страж тайских лесов: редкий краб-принцесса явился миру 16938Хроники мангровых лесов: победители фотоконкурса 2025 года 16937Танцевали ли планеты солнечной системы идеальный вальс? 16936Ай-ай: причудливый лемур, проклятый своим пальцем 16935Как рентгеновское зрение раскрывает самые бурные процессы во вселенной? 16934Уязвимость нулевого дня в SonicWall VPN стала оружием группировки Akira 16933Может ли государственный фонд единолично решать судьбу американской науки? 16932Способна ли филантропия блогеров решить мировой водный кризис? 16931Взлом через промпт: как AI-редактор Cursor превращали в оружие 16930Мог ли древний кризис заставить людей хоронить мертвых в печах с собаками? 16929Какие наушники Bose выбрать на распродаже: для полной изоляции или контроля над... 16928Может ли искусство напрямую очищать экосистемы от вредителей? 16927Вирусное наследие в геноме человека оказалось ключевым регулятором генов 16926Рекордные оазисы жизни обнаружены в бездне океанских траншей 16925Крах прогнозов UnitedHealth на фоне растущих издержек и трагедий