Ssylka

Университеты в тупике: почему война с ИИ обречена

Искусственный интеллект, представленный такими инструментами, как ChatGPT и другими большими языковыми моделями (LLM), прочно обосновался в университетских аудиториях по всему миру. За последние три года его внедрение произошло стремительно. Ответ учебных заведений варьируется от полного запрета до расплывчатых политик, при этом многие ошибочно полагаются на ненадежные системы детекции ИИ-текстов.
Университеты в тупике: почему война с ИИ обречена
Изображение носит иллюстративный характер

Сопротивление новым технологиям в образовании — явление не новое. В 1970-х годах карманные калькуляторы вызвали панику: преподаватели опасались упадка навыков арифметики, некоторые школы их запрещали. Однако исследования показали, что при грамотном использовании калькуляторы улучшают понимание математических концепций, позволяя сосредоточиться на более сложных задачах. Аналогично, в 1990-х появление персональных компьютеров, функции копирования-вставки, проверки орфографии, а позже Google и Wikipedia, вызвало опасения о деградации письменных навыков и исследовательской работы. Системы ответили интеграцией, обучением оценке источников и правилам цитирования, что в итоге расширило доступ к знаниям далеко за пределы библиотек.

Крупные университеты, такие как Колумбийский, из-за бюрократии реагируют медленно. Обновление учебных программ и политик в отношении ИИ отстает от реальности. При этом глобальный опрос Совета по цифровому образованию за 2024 год показал: 86% студентов уже активно используют ИИ в учебе. Отставание институтов создает разрыв.

ИИ представляет уникальный вызов. Он способен выполнять задачи, требующие глубокого мышления и креативности – от написания кода до целых эссе. Это вызывает более громкие дебаты, чем в прошлом. Как заметил Стив Джобс еще в 1981 году, называя персональный компьютер «велосипедом для ума», технологии должны усиливать человеческий интеллект, особенно в образовании.

Запреты на ИИ неэффективны и контрпродуктивны. Бороться с повсеместно доступным и практически не обнаруживаемым инструментом бессмысленно. Запреты лишь загоняют его использование в тень, увеличивая разрыв между студентами, владеющими технологией, и теми, кто ее не использует. Системы детекции глубоко ошибочны: они часто помечают работы иностранных студентов из-за более простой структуры предложений. Преподаватели оказываются перед невыбором: игнорировать подозрения или наказывать студентов на основе ненадежных данных, создавая двойные стандарты.

Выход – в адаптации и прозрачной интеграции. Университетам необходимо перенаправить энергию с сопротивления на переосмысление заданий и методов оценки. Ключ – доверие и партнерство со студентами, а не подозрительность. Задания должны быть спроектированы так, чтобы ИИ мог помогать, но не выполнять их полностью. Профессорам стоит применять конкретные стратегии: просить студентов сравнить черновик чат-бота со своей доработанной версией, требовать объяснить, как именно использовался ИИ в процессе письма, анализировать сильные и слабые стороны ИИ-ответов, внедрять короткие устные экзамены. Цель – сохранить фокус на развитии человеческих навыков: письма, коммуникации, критического мышления, академического чтения.

Искусственный интеллект – это постоянная реальность, его возможности будут только расти, а обнаружить его использование станет сложнее. Попытки сопротивления бесплодны. Нынешняя неопределенная позиция вузов проваливается, создавая проблемы и студентам, и преподавателям. Пора перестать пытаться «победить» ИИ и строить систему образования, работающую вместе с ним.


Новое на сайте

18790Почему «снежная каша» в недрах титана может оказаться лучшим местом для жизни, чем... 18789Почему истинное понимание сложных когнитивных функций мозга требует выхода науки за... 18788Шерстяная одежда жертв Везувия оживила споры о дате гибели Помпей 18787Способна ли контекстная киберразведка превратить работу SOC из реагирования на инциденты... 18786Тысячи пользователей Firefox стали жертвами скрытой вредоносной кампании GhostPoster 18785Древние пчелы использовали кости мертвых грызунов для создания многоуровневых гнезд 18784Как устроен обнаруженный учеными навигационный «тумблер» в мозгу и поможет ли он в... 18783Что скрывали под водой руины солнечного храма фараона ниусера и обнаруженный там... 18782Что рассказала астрономам самая далекая сверхновая GRB 250314A? 18781Как злоумышленники захватывают облака AWS для майнинга всего за 10 минут? 18780Космическая бабочка региона Idaeus Fossae как доказательство водного прошлого Марса 18779Феноменальный взлет стартапа Mercor до оценки в 10 миллиардов долларов за счет... 18778Внедрение защиты данных и конфиденциальности непосредственно в процесс написания... 18777Критический обход аутентификации SAML SSO в устройствах Fortinet FortiGate под активной... 18776Критическая уязвимость React2Shell открывает глобальный доступ к Linux-серверам