В самом сердце Антверпена, в Королевском музее изящных искусств, разворачивается захватывающая драма. Главный герой – монументальное полотно Питера Пауля Рубенса «Мадонна на троне в окружении святых», созданное в 1628 году в мастерской художника. Эта картина, достигающая 6 метров в высоту, с ее пышными складками тканей, обильными драпировками и соблазнительной плотью, является настоящим сокровищем. Но время и небрежное обращение оставили свои следы – толстый слой желтого лака искажал цвета, затуманивал мазки кисти и лишал полотно былой живости.
Реставрация, начавшаяся два года назад и запланированная к завершению осенью 2024 года, стала делом чести для музея, готовящегося к празднованию 450-летия со дня рождения великого мастера в 2027 году. Работа проводится прямо в зале Рубенса, самом большом помещении музея, где посетители могут наблюдать за каждым шагом реставраторов. Это делает процесс не только трудоемким, но и превращает его в зрелищное представление, открытое для всеобщего обозрения.
Шесть реставраторов, возглавляемых сестрами-близнецами Эллен и Джилл Кеппенс, составляют международную женскую команду. Они кропотливо работают над картиной, используя различные техники: наносят подмалевок, удаляют старый лак, который искажал цвета и скрывал манеру живописи Рубенса, проводят ретуширование. Эта работа, требующая не только мастерства, но и физической выносливости, напоминает балетные па, где реставраторам приходится ползать, приседать и принимать причудливые позы, достойные йоги.
Несмотря на всю серьезность и кропотливость процесса, реставраторы сталкиваются с немалыми трудностями. Во-первых, это физические нагрузки. Во-вторых, постоянное внимание и порой резкая критика со стороны посетителей музея. И, в-третьих, необходимость справляться с «тусклым» видом полотна после удаления старого лака, а также с присутствием в одном зале и других произведений искусства, нуждающихся в реставрации, включая еще одно полотно Рубенса – «Поклонение волхвов».
По словам куратора секции барокко Коэна Булкенса, реставрация полотна «Мадонна на троне в окружении святых» является одним из важнейших этапов подготовки к юбилейным торжествам. Это не только шанс вернуть картине ее первоначальную красоту, но и возможность показать посетителям, насколько кропотлив и сложен процесс сохранения культурного наследия. И это особенно важно на фоне того, что соседние полотна были очищены от старого лака еще 35 лет назад, что создавало дисбаланс в экспозиции.
Для сестер Кеппенс Рубенс давно стал неотъемлемой частью жизни. Они признаются, что за годы работы с его картинами изучили каждый его мазок, каждую деталь. Они настолько сроднились с его творчеством, что воспринимают его как близкого человека. Работа на публике стала для них привычным делом, а замечания посетителей они воспринимают как неотъемлемую часть своего труда.
Но, несмотря на все трудности, они неустанно продолжают свою работу, понимая, что их миссия состоит в том, чтобы вернуть шедевр Рубенса к жизни и подарить его миру во всем его великолепии, давая возможность будущим поколениям наслаждаться и восхищаться непревзойденным мастерством великого художника.
Изображение носит иллюстративный характер
Реставрация, начавшаяся два года назад и запланированная к завершению осенью 2024 года, стала делом чести для музея, готовящегося к празднованию 450-летия со дня рождения великого мастера в 2027 году. Работа проводится прямо в зале Рубенса, самом большом помещении музея, где посетители могут наблюдать за каждым шагом реставраторов. Это делает процесс не только трудоемким, но и превращает его в зрелищное представление, открытое для всеобщего обозрения.
Шесть реставраторов, возглавляемых сестрами-близнецами Эллен и Джилл Кеппенс, составляют международную женскую команду. Они кропотливо работают над картиной, используя различные техники: наносят подмалевок, удаляют старый лак, который искажал цвета и скрывал манеру живописи Рубенса, проводят ретуширование. Эта работа, требующая не только мастерства, но и физической выносливости, напоминает балетные па, где реставраторам приходится ползать, приседать и принимать причудливые позы, достойные йоги.
Несмотря на всю серьезность и кропотливость процесса, реставраторы сталкиваются с немалыми трудностями. Во-первых, это физические нагрузки. Во-вторых, постоянное внимание и порой резкая критика со стороны посетителей музея. И, в-третьих, необходимость справляться с «тусклым» видом полотна после удаления старого лака, а также с присутствием в одном зале и других произведений искусства, нуждающихся в реставрации, включая еще одно полотно Рубенса – «Поклонение волхвов».
По словам куратора секции барокко Коэна Булкенса, реставрация полотна «Мадонна на троне в окружении святых» является одним из важнейших этапов подготовки к юбилейным торжествам. Это не только шанс вернуть картине ее первоначальную красоту, но и возможность показать посетителям, насколько кропотлив и сложен процесс сохранения культурного наследия. И это особенно важно на фоне того, что соседние полотна были очищены от старого лака еще 35 лет назад, что создавало дисбаланс в экспозиции.
Для сестер Кеппенс Рубенс давно стал неотъемлемой частью жизни. Они признаются, что за годы работы с его картинами изучили каждый его мазок, каждую деталь. Они настолько сроднились с его творчеством, что воспринимают его как близкого человека. Работа на публике стала для них привычным делом, а замечания посетителей они воспринимают как неотъемлемую часть своего труда.
Но, несмотря на все трудности, они неустанно продолжают свою работу, понимая, что их миссия состоит в том, чтобы вернуть шедевр Рубенса к жизни и подарить его миру во всем его великолепии, давая возможность будущим поколениям наслаждаться и восхищаться непревзойденным мастерством великого художника.