В российской авиации внедрение CRM (управление ресурсами экипажа) стало необходимостью из-за изменений после распада СССР и появления новых самолетов. Если раньше экипажи были спаянными, то теперь они формируются из новых людей на каждый рейс, что может привести к проблемам коммуникации и опасным ситуациям. CRM учит, что ошибки свойственны всем, и важны не только технические знания, но и взаимодействие в команде.
Ключевую роль в безопасности играет менталитет, в том числе нежелание сообщать об ошибках. Непонимание, что сообщение о проблеме – это не «стукачество», а шаг к решению, долго мешало внедрению CRM. Также проблемой были ошибки техников, которые из-за переработок и давления не всегда качественно выполняли свою работу, что, в свою очередь, приводило к неисправностям.
Система безопасности полетов похожа на «швейцарский сыр»: каждая дырка – это ошибка или нарушение. Но когда эти дырки не совпадают между собой на разных уровнях, это является барьером, способным предотвратить происшествие. Ошибки возникают из-за усталости, неправильного восприятия, мышления и коммуникации. А нарушения могут быть спровоцированы системными недостатками или личными качествами специалистов.
История с отказом части приборной панели на рейсе Москва-Саратов показала важность CRM в действии. Когда командир воздушного судна столкнулся с отказом приборов, второй пилот оперативно перехватил управление, а командир, несмотря на сложности, выполнял положенные процедуры. Это пример того, как слаженная работа и взаимопомощь в команде, при обучении по системе CRM, может спасти ситуацию и жизни.
Изображение носит иллюстративный характер
Ключевую роль в безопасности играет менталитет, в том числе нежелание сообщать об ошибках. Непонимание, что сообщение о проблеме – это не «стукачество», а шаг к решению, долго мешало внедрению CRM. Также проблемой были ошибки техников, которые из-за переработок и давления не всегда качественно выполняли свою работу, что, в свою очередь, приводило к неисправностям.
Система безопасности полетов похожа на «швейцарский сыр»: каждая дырка – это ошибка или нарушение. Но когда эти дырки не совпадают между собой на разных уровнях, это является барьером, способным предотвратить происшествие. Ошибки возникают из-за усталости, неправильного восприятия, мышления и коммуникации. А нарушения могут быть спровоцированы системными недостатками или личными качествами специалистов.
История с отказом части приборной панели на рейсе Москва-Саратов показала важность CRM в действии. Когда командир воздушного судна столкнулся с отказом приборов, второй пилот оперативно перехватил управление, а командир, несмотря на сложности, выполнял положенные процедуры. Это пример того, как слаженная работа и взаимопомощь в команде, при обучении по системе CRM, может спасти ситуацию и жизни.