Раскопки в Дижоне, восточная Франция, проведенные с октября по декабрь 2024 года в связи с реконструкцией школы, принесли неожиданную находку: 13 необычных захоронений эпохи французского второго железного века (период Латен). Обнаруженные погребения, датируемые периодом между V и I веками до нашей эры, представляют собой захоронения взрослых людей в сидячем положении, что вызывает особый интерес у археологов.
Захоронения располагались в круглых ямах диаметром около 90 сантиметров и вытянулись в линию с севера на юг. Умерших сажали, ориентировав спиной на восточную стенку ямы, таким образом, что они смотрели на запад. Руки располагались вдоль туловища, а кисти находились в области таза или бедер. Ноги были сильно согнуты, часто асимметрично.
Особенностью этих захоронений является практически полное отсутствие погребального инвентаря. Единственным исключением стал черный каменный браслет, обнаруженный в одном из захоронений, который, по оценкам, относится к периоду 300-200 гг. до н. э. Сохранность скелетов при этом оказалась на удивление хорошей, что значительно упрощает их изучение.
Сравнительный анализ показывает, что подобные погребения не являются уникальными для этого региона. Известно около 50 сидячих захоронений на десятке археологических памятников в северной Франции и Швейцарии. Эти захоронения, как правило, располагаются на окраинах поселений и принадлежат взрослым, чаще всего мужчинам. Общая черта, объединяющая все эти находки, — это схожее положение тела.
Подобная практика погребения, когда тело усаживали, а не укладывали, не была распространена в период Латен. В основном в то время усопших хоронили, укладывая их, и рядом помещали различные предметы. Таким образом, специфичное положение тела и отсутствие погребального инвентаря у найденных в Дижоне скелетов, вызывают ряд вопросов.
Ученые из Национального института превентивных археологических исследований (INRAP) считают, что подобная погребальная практика свидетельствует об особых ритуалах или верованиях, свойственных тому времени и конкретной группе людей. Ученые предполагают, что сидячее положение могло символизировать особый статус усопшего.
По одной из версий, в таком положении хоронили важных членов семьи, воинов, предков или даже религиозных деятелей. Отсутствие погребального инвентаря может указывать на то, что ценность представляло не само имущество, а ритуальная значимость способа погребения.
Культура Латен, к которой относятся эти погребения, характеризуется своеобразным искусством (металлические изделия, оружие, керамика), развитым сельским хозяйством, укрепленными поселениями, ростом племенных союзов и контактами с Римской империей, с которым столкнулись кельтские племена, начиная с первого века до нашей эры.
Захоронения в Дижоне и других регионах, в совокупности с изучением других памятников Латенской культуры, позволяют получить более глубокое понимание похоронных традиций и социальных структур железного века. В частности, они бросают свет на возможные иерархии внутри общества и на специфические ритуалы, проводившиеся при погребении.
Ученые подчеркивают, что необходимо проводить дальнейшие исследования, чтобы более точно интерпретировать эти необычные погребения. Они надеются, что новые находки и использование современных методов анализа помогут пролить свет на загадки прошлого и понять, почему кельты так необычно провожали в последний путь своих соплеменников.
Таким образом, находки в Дижоне, наряду с другими аналогичными открытиями, представляют собой важную главу в изучении погребальных обрядов периода Латен. Они вызывают интерес не только с точки зрения археологии, но и позволяют нам глубже погрузиться в мир древних верований и ритуалов.
Изображение носит иллюстративный характер
Захоронения располагались в круглых ямах диаметром около 90 сантиметров и вытянулись в линию с севера на юг. Умерших сажали, ориентировав спиной на восточную стенку ямы, таким образом, что они смотрели на запад. Руки располагались вдоль туловища, а кисти находились в области таза или бедер. Ноги были сильно согнуты, часто асимметрично.
Особенностью этих захоронений является практически полное отсутствие погребального инвентаря. Единственным исключением стал черный каменный браслет, обнаруженный в одном из захоронений, который, по оценкам, относится к периоду 300-200 гг. до н. э. Сохранность скелетов при этом оказалась на удивление хорошей, что значительно упрощает их изучение.
Сравнительный анализ показывает, что подобные погребения не являются уникальными для этого региона. Известно около 50 сидячих захоронений на десятке археологических памятников в северной Франции и Швейцарии. Эти захоронения, как правило, располагаются на окраинах поселений и принадлежат взрослым, чаще всего мужчинам. Общая черта, объединяющая все эти находки, — это схожее положение тела.
Подобная практика погребения, когда тело усаживали, а не укладывали, не была распространена в период Латен. В основном в то время усопших хоронили, укладывая их, и рядом помещали различные предметы. Таким образом, специфичное положение тела и отсутствие погребального инвентаря у найденных в Дижоне скелетов, вызывают ряд вопросов.
Ученые из Национального института превентивных археологических исследований (INRAP) считают, что подобная погребальная практика свидетельствует об особых ритуалах или верованиях, свойственных тому времени и конкретной группе людей. Ученые предполагают, что сидячее положение могло символизировать особый статус усопшего.
По одной из версий, в таком положении хоронили важных членов семьи, воинов, предков или даже религиозных деятелей. Отсутствие погребального инвентаря может указывать на то, что ценность представляло не само имущество, а ритуальная значимость способа погребения.
Культура Латен, к которой относятся эти погребения, характеризуется своеобразным искусством (металлические изделия, оружие, керамика), развитым сельским хозяйством, укрепленными поселениями, ростом племенных союзов и контактами с Римской империей, с которым столкнулись кельтские племена, начиная с первого века до нашей эры.
Захоронения в Дижоне и других регионах, в совокупности с изучением других памятников Латенской культуры, позволяют получить более глубокое понимание похоронных традиций и социальных структур железного века. В частности, они бросают свет на возможные иерархии внутри общества и на специфические ритуалы, проводившиеся при погребении.
Ученые подчеркивают, что необходимо проводить дальнейшие исследования, чтобы более точно интерпретировать эти необычные погребения. Они надеются, что новые находки и использование современных методов анализа помогут пролить свет на загадки прошлого и понять, почему кельты так необычно провожали в последний путь своих соплеменников.
Таким образом, находки в Дижоне, наряду с другими аналогичными открытиями, представляют собой важную главу в изучении погребальных обрядов периода Латен. Они вызывают интерес не только с точки зрения археологии, но и позволяют нам глубже погрузиться в мир древних верований и ритуалов.